| | | | | | | | Итоги недели | | | | | | | | | | | | | | | Электромобильный стартап Arrival выходит на биржу в США, а его основатель Денис Свердлов становится обладателем состояния более $10 млрд | | | | Главное российское размещение года в США в пятницу вечером фактически состоялось — основанный бизнесменом Денисом Свердловым производитель электромобилей Arrival получил одобрение акционеров на слияние с американской компанией CIIG, за счет которого выйдет на биржу Nasdaq. Стартовая оценка $5,4 млрд после размещения может вырасти втрое, а Свердлов — стать обладателем состояния более $10 млрд. Немало для компании, которая пока производит прототипы и имеет лишь одного крупного заказчика. Рассказываем, как бывший гендиректор Yota и замминистра связи смог создать электромобильного единорога мировой высшей лиги. | | | Что собирается производить Arrival Arrival — один из флагманов молодой генерации производителей электроавтомобилей наряду с уже публичным строителем тяжелых грузовиков Nikola Motor и производителем люксовых машин Lucid Motors, который, как и Arrival, готовится к выходу на биржу через слияние со SPAC-компанией. Размещение через SPAC (Special purpose acquisition company) — публичные «оболочки», создатели которых организуют вывод на биржу компаний, желающих миновать сложную и долгую процедуру IPO, — переживают бум. В США в 2020 году на SPAC пришлась почти половина денег, привлеченных на бирже. Специализация Arrival — легкий коммерческий и общественный транспорт. Всю продуктовую линейку компания планирует запустить с четвертого квартала 2021 года по третий квартал 2023 года. В нее войдут электробус, стандартный и крупный электровэны и универсальная платформа для компактных электрокаров. Все машины не будут оставлять углеродных выбросов — важный элемент для встраивания в зеленые экономики развитых стран. Главный продукт Arrival — стандартный электровэн весом чуть более 2 т, способный проехать без подзарядки 300 км. На него у компании уже есть твердый контракт на 10 тысяч фургонов за четыре года от американского логистического гиганта UPS, который протестировал прототип и сделал заказ в 2020 году. В случае успеха контракт будет продлен, а UPS получит еще одну партию в 10 тысяч машин с лаконичным футуристичным дизайном. На этом контракте Arrival собирается заработать около $1 млрд. К 2024 году стартап Дениса Свердлова планирует производить около 168 тысяч фургонов в год. Машины, как убеждает производитель, будут одновременно легче, вместительнее и энергоэффективнее, чем модели-конкуренты — Mercedes Sprinter и Ford Transit, а цена ($40 000) будет примерно на 50% ниже, чем средняя стоимость электрофургонов, представленных на рынке сегодня. С 2021 года начнется производство электробусов для городского общественного транспорта (маршрут без подзарядки — 480 км, вес —16 тонн), с 2023-го — универсальных платформ для электромобилей. | | | | От сисадмина до миллиардера До того как в 2015 году запустить в Лондоне Arrival, Денис Свердлов построил успешную карьеру в России. В 2000 году выпускник Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета, работавший системным администратором петербургского завода «Метиз», основал первый собственный бизнес — системный интегратор IT Vision. Через три года компания объединилась с конкурентом «Корус Консалтинг». Свердлов сохранил долю в бизнесе и вошел в совет директоров. В 2004 году знакомый Свердлова Сергей Адоньев предложил ему возглавить телеком-оператора «Скартел» (бренд Yota), основанного Адоньевым вместе с партнером Альбертом Авдоляном. Во главе «Скартела» Свердлов успел начать разработку смартфона YotaPhone, который Сергей Чемезов в 2013 году презентовал Дмитрию Медведеву как конкурента iPhone. Но презентации Свердлов не дождался — в 2012 году Николай Никифоров, назначенный министром связи в правительстве Медведева, позвал Свердлова заместителем. Проработав на посту чуть больше года, Свердлов подал в отставку, по официальной причине — из-за принятия закона, запрещавшего чиновникам иметь зарубежные активы и счета. Свердлов владел недвижимостью во Франции, где жила его семья. После увольнения Свердлов уехал из России и в 2014 году учредил в Люксембурге венчурный фонд Kinetik. Через год первыми проектами в портфеле фонда стали Arrival (первое название — Charge) и производитель гоночных беспилотных электромобилей Roborace. За шесть лет существования Arrival привлек несколько сотен миллионов евро инвестиций. В 2020 году $118 млн в стартап вложил инвестфонд BlackRock и еще $110 млн — автогиганты Hyundai и KIA. Среди инвесторов проекта также есть фонд Winter Capital (ключевой инвестор — богатейший россиянин Владимир Потанин). После слияния Arrival с CIIG совладельцем стартапа Свердлова станет Альберт Авдолян. | | | | Что привлекло инвесторов Планы Arrival базируются на стратегии из нескольких элементов: собственные комплектующие и софт, использование энергоэффективных и прочных композитных материалов легче стали, гибкая платформа собственной разработки и, наконец, строящиеся вблизи от крупных городов «микрозаводы» в разы меньше (20 тысяч кв. м) и дешевле ($40–50 млн инвестиций в каждый), чем фабрики больших автоконцернов. Три первых предприятия с инвестициями в каждое компания уже строит в США и Великобритании. Микрозаводы будут строиться всего по шесть месяцев и способны производить по 10 тысяч электровэнов и тысяче электробусов в год по собственной, не конвейерной технологии. Штат каждой фабрики при этом ограничится несколькими сотнями человек — против тысяч на обычном автозаводе. Почти треть всего нынешнего штата компании (1600 человек) работает над софтом, а в целом штат на 85% состоит из инженеров. На бумаге Arrival обещает революционную для автоиндустрии производственную модель, но как она будет работать в реальности — пока непонятно. Сеть «микрозаводов» лишь начинает развертываться, заказчики, кроме UPS, пока только присматриваются к технологии стартапа, а электровэны еще не наматывают километры по трассам. Но в материалах для инвесторов Arrival более чем оптимистичен. Компания ожидает, что уже в следующем году ее выручка перевалит за $1 млрд, а в 2024-м — составит $14,1 млрд. Уже с 2022-го стартап обещает инвесторам рентабельность: EBITDA составит $60 млн с ростом до $1,1 млрд и $3,2 млрд в следующие два года соответственно. При этом компания заверяет, что помимо привлекаемых в нынешнем размещении $660 млн дополнительных инвестиций эти планы не потребуют. | | | | Стоит ли это $15 млрд Бывший директор по партнерствам в области электрических и беспилотных автомобилей Nissan в Кремниевой долине, автор YouTube-канала Bakunin Live Михаил Бакунин считает оценку Arrival в $5,4 млрд справедливой: «Есть готовый прототип, который они демонстрируют — пусть пока не серийный продукт, но все-таки он ездит. Плюс реальный контракт с UPS, который валидирует, пускай и косвенно, заявления компании». На разогретом рынке электрокаров это далеко не самая высокая оценка, напоминает Бакунин: та же Lucid Motors перед своим размещением оценена в $46 млрд. Рынок легких коммерческих электромобилей будет в ближайшие годы расти «сумасшедшими темпами», прогнозирует эксперт: Amazon и другие крупные e-commerce все чаще говорят об экологии и будут менять классический транспорт на электромобили, новый президент США Джо Байден — один из главных политических борцов с углеродным следом. Исходя из прогноза выручки, оценка Arrival перед размещением на Nasdaq выглядит даже заниженной, замечает аналитик фирмы InvestorPlace Марк Хэйк. Сразу после размещения капитализация Arrival Group может подскочить до $14–17 млрд, оценивает он. Bloomberg 9 марта для оценки состояния Свердлова в $11,7 млрд (у его люксембургского инвестфонда Kinetik более 76% акций) остановилось на значении $15,3 млрд. | | | Пузырь на рынке будущего Arrival — часть настораживающего тренда, отмечает журналист The Wall Street Journal Элиот Браун: более десяти разработчиков электротранспорта оцениваются инвесторами дороже $1 млрд и выходят на биржу — но ни один из них до сих пор не запустил полноценные продажи, зато все успели показать рынку сверхамбициозные планы. Ожидания толкают вверх готовность развитых стран массово переходить на экологичный транспорт, а также безумное ралли Tesla, которая за 2020-й подорожала в 8 раз и стоит более $665 млрд. Громкие заявления стартапов следует дисконтировать, заявил WSJ аналитик Raymond James Павел Молчанов: «Они слишком оптимистичны в прогнозах спроса». «Легко делать красивые слайды в PowerPoint, относительно легко — произвести несколько симпатичных прототипов на ходу. Но запустить высококачественное массовое производство — невероятно сложно», — отметил в статье WSJ ранний инвестор Tesla, директор по инвестициям Atreides Management Гевин Бэйкер. Опрошенные The Bell эксперты говорят, что публично доступные материалы Arrival не проясняют целый ряд принципиальных моментов: есть ли у компании уникальные технологические решения, которые бы не встречались у конкурентов, каким образом компания будет поддерживать на микрофабриках уровень себестоимости, который автоконцерны достигают за счет укрупнения производства. Чтобы делать выводы о внутренней экономике проекта, у рынка пока слишком мало открытых данных, подытоживает Михаил Бакунин: «Может быть, у Свердлова есть секретный соус, который он добавит в финале и скажет: "Вот так мы всех победим". Посмотрим». | | | Что мне с этого? Рынок электромобильных стартапов, может быть, и перегрет, но в конечном итоге за ним будущее, судьба которого уже сейчас решается в борьбе между большими автоконцернами и новыми стартапами, и у каждой из групп в этой борьбе есть свои преимущества и недостатки. Теперь наблюдать за этой борьбой будет еще интереснее. | | | | ХОЛОДНАЯ ВОЙНА 2.0 | | | Обвинения, вызов и «санкционная нервозность» После каждой такой конфронтации газеты пишут, что российско-американские отношения уже не могут стать хуже — но каждый раз оказывается, что пространство для ухудшения еще остается. | | | | | Казалось бы, после того как Госдеп еще при Трампе официально обвинил российские власти в отравлении Навального, в положительном ответе Байдена на вопрос о том, убийца ли Путин, нет ничего странного. Но на дипломатическом уровне это высказывание беспрецедентно, соглашаются все эксперты. | | | | | Так же, как и международники, слова Байдена восприняли рубль и российский фондовый рынок — первый потерял к доллару почти рубль, а второй показал рекордное за три месяца падение. | | | | | Опрошенные The Bell экономисты считают, что дополнительная премия к курсу доллара к рублю, связанная с заявлением Байдена и повышенной «санкционной нервозностью», сохранится как минимум до реального введения новых санкций — а оно растянется от следующей недели (по данным CNN, на ней нас ждут санкции за вмешательство в выборы 2020 года) до начала июня (второй пакет санкций за отравление Навального). | | | | | Зато шанс разыграть антиамериканскую карту в любимом стиле Путина («кто так обзывается, так и называется» и предложение Байдену выйти «один на один») может повысить рейтинг президента, который падает не только среди молодежи, но и среди лояльных ему старших возрастных групп. «Конечно, Путин сделал все заявления про Байдена для внутренней аудитории, чтобы снять негативный эффект от слов про "убийцу"», — говорит замдиректора «Левада-центра» Денис Волков. Впрочем, уровень антиамериканских настроений в России хотя и сохраняется, но значительно ниже, чем в 2014–2015 годах — тогда на пике 81% опрошенных россиян говорили, что относятся к США плохо, сейчас — 43%, говорит социолог. Но он допускает, что сейчас эта цифра снова может вырасти. | | | | | | | «РУССКИЕ НОРМ!» | | | | Итоги года пандемии Ровно год назад ВОЗ объявила пандемию коронавируса, и мир отправился на карантин. Для бизнеса это оказалось колоссальным шоком: нужно было перестраивать все — от логистических цепочек до менеджмента, переводить сотрудников на удаленку и пытаться планировать с учетом того, что каждые несколько дней что-то глобально менялось. Фактически пандемия еще продолжается: среди ее последствий — сотни тысяч смертей, драматическое падение доходов (только по официальной статистике оно составило 3,5% за 2020 год), банкротство сотен бизнесов и кризис в ряде отраслей. Спустя год «Русские норм!» поговорили с экономистом Александрой Суслиной и предпринимателями из разных отраслей и узнали, как они адаптировались под новые условия. Они рассказали, как даже в пандемию создавали новые продукты и выходили в прибыль. | | | | | Илья Красильщик («Яндекс.Лавка»); | | | | | Алексей Колесников («Кухня на районе»); | | | | | Александр Островский (INVITRO); | | | | | Иван Хохлов (12 STOREEZ), интервью с ним можно прочитать и у нас на сайте; | | | | | Борис Дьяконов (сооснователь и президент банка для предпринимателей и предприятий «Точка») | | | | | | | Смотрите на канале «Русские норм!». | | | | ЭКСКЛЮЗИВ | | | Куда уходят деньги из России В 2014 году Владимир Путин объявил войну офшорам, финальный эпизод которой разворачивается прямо на наших глазах. Год назад президент распорядился закрыть российскому бизнесу любые лазейки для оптимизации налогов. Правительство с большим энтузиазмом взялось за дело: привычные для российских компаний юрисдикции сдаются одна за другой. Но, несмотря на все подобные меры, за последние 10 лет из России утекло, по разным оценкам, от $135 млрд до $613 млрд, а заставить капиталы вернуться на родину властям так и не удалось, выяснил The Bell в цикле «Куда уходят деньги». В последней части этого цикла, опубликованной на этой неделе, мы рассказываем, сколько страна потеряла за все годы борьбы с офшорами. В первых двух частях читайте о том, в каких юрисдикциях россияне предпочитают хранить личные деньги после того, как от них отказались Кипр и латвийские банки, и как российский бизнес пострадает от последнего этапа деофшоризации. | | | | ПАРТНЕРЫ THE BELL | | | | Что делать с еврооблигациями В условиях снижающихся ставок по валютным депозитам в России рынок еврооблигаций стал привлекательной альтернативой размещению в банке. Однако для него характерен высокий порог входа. Чтобы сделать этот инструмент более доступным, эксперты «АТОН» собрали три диверсифицированных портфеля еврооблигаций из наиболее привлекательных бумаг для инвесторов с разными предпочтениями по риску и доходности. При этом минимальный лот покупки портфелей ниже, чем лот отдельной бумаги, и их можно удобно купить через чат с трейдером в приложении «ATON Line». На вебинаре «АТОН» 23 марта в 11:00 эксперты расскажут подробнее об этом продукте, поделятся своим видением рынка еврооблигаций и ответят на вопросы инвесторов. | | | | ПРАВИЛА БИЗНЕСА | | | «Стартап — это прыжок веры» Основатель онлайн-школы «Алгоритмика» Андрей Лобанов — новый герой цикла «Правила бизнеса». Мы запустили его, чтобы состоявшиеся предприниматели делились опытом с начинающими. «Алгоритмика» — крупнейшая в России по числу учеников школа программирования и математики для детей. Бывший консультант McKinsey Андрей Лобанов основал ее в 2016 году. Теперь «Алгоритмика» работает в 37 странах. Бизнес развивается по франшизе. Мы узнали у Андрея, как он контролирует работу партнеров в десятках стран, какие качестве ценит в сотрудниках и почему не хочет вести бизнес с друзьями. | | | | | | Хороших выходных! Петр Мироненко, Ирина Малкова, Валерия Житкова, Иван Осипов | | | | | | | The Bell можно читать в соцсетях | | | | | | | | | | | | Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера. | | | | | | | The Bell © 2021, Все права защищены. Отписаться от рассылки | | | | | | | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий