НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
Украинское наступление в Курской области стало первым вторжением регулярных войск другого государства в новейшей истории России. Кроме новых человеческих жертв, у продолжения войны — теперь на российской территории — будет и другая цена: экономика расплатится за это еще большим кризисом на рынке труда и ростом военных расходов.
Что происходит?
Наступление ВСУ в Курской области продолжается десять дней. Главная военная новость этой недели — начало переброски российских войск с украинской территории под Курск. Это именно то, чего неделю назад не хотело делать российское командование и что Украина признала одной из главных целей своего наступления. Пока масштабы переброски не ясны, но они, скорее всего, небольшие — несколько тысяч, то есть около бригады.
Во всяком случае наступление ВС России в Донбассе, которое совершенно затмила тема Курска, пока развивается быстрыми для этой войны темпами. WSJ пишет, что на ряде участков «старого» фронта ВСУ держатся из последних сил при полном превосходстве России.
В Курской области ВСУ на этой неделе закреплялись и продолжали локально улучшать свои позиции. Об этом говорит и допуск итальянских корреспондентов в Суджу, и создание «военной администрации», о декретах которой нам еще предстоит услышать. Но окно возможностей для глубоких действий мобильных групп, как в первые дни, закрылось, а о рейде на Курскую АЭС, похоже, можно забыть. Потери обеих сторон не поддаются точной оценке, но явно велики, учитывая многочисленные эпизоды (1, 2) встречных боев.
Цифра в 1000 с лишним квадратных километров российской территории, перешедшей под контроль ВСУ за 10 дней наступления, безусловно, впечатляет и выглядит очень плохо для российского руководства. Но переоценивать ее не стоит: пока ключевое Коренево контролирует Россия, осмысленной целью для ВСУ может быть захват территории южнее реки Сейм от Коренево до Теткино и его дальнейшее удержание.
То, что Украине российские территории нужны только для отвлечения российских сил и как объект размена на переговорах, подтвердил и советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк. Путин на неделе отверг переговоры «с людьми, которые без разбора наносят удары по мирным людям, по гражданской инфраструктуре либо пытаются создать угрозу для объектов ядерной энергетики».
В остальном российские власти продолжали реагировать на войну на российской территории сдержанно, а с эвакуацией не менее 120 тысяч россиян из приграничных районов Курской области разбираться как при стихийном бедствии. Назначение куратором контртеррористической операции в Курской области бывшего охранника президента и экс-губернатора Тульской области Алексея Дюмина официально подтверждено не было.
Что дальше
Как на Западе воспринимают происходящее, хорошо видно из колонки отставного адмирала военно-морских сил США Джеймса Ставридиса. По его мнению, под Курском сбывается «худший кошмар Путина» — иностранная армия на российской земле, а Украина, наоборот, не только наконец-то показала способность вести маневренную войну натовского образца, но и дала понять всему миру, что оправдывает все вложения. Но даже Ставридис не ждет «пригожинского» рейда на Москву и предполагает, что Украина в Курской области перейдет к обороне на выгодных позициях.
NYT тоже пишет, что действия Украины сбалансированы по критерию «риск-отдача», но сами по себе Путина за стол переговоров не усадят. «Американские чиновники говорят, что операцию нужно развивать другими действиями, которые должны заставить Россию усомниться в неизбежности победы, — пишет газета. — Будут ли это атаки на российскую территорию с других направлений или еще что-то, мы пока не знаем».
Очевидной целью является Крымский мост (как раз сегодня Минобороны отчиталось о сбитых над ним 12 ракетах ATACMS), но и альтернативных у Украины даже слишком много.
Новые военные расходы
Генерал Сырский, возможно, сам того не подозревая, нанес удар не только по плохо подготовленным российским военным позициям, но и по одному из самых больных участков экономического фронта — по рынку труда. В России сейчас и армия, и раздутый военно-промышленный комплекс, и гражданская экономика конкурируют примерно за одну и ту же рабочую силу.
На совещании по вопросам обеспечения безопасности населения и объектов инфраструктуры на приграничных территориях страны в Курской, Брянской и Белгородской областях министр обороны Андрей Белоусов пообещал выделить дополнительные силы и средства для защиты территорий. Но если финансовые ресурсы еще можно изыскать, то с новыми человеческими ресурсами все непросто. Свободных рук в экономике нет уже почти год.
Кремлю понадобятся и силы для инженерного укрепления границы и новой линии фронта. Объявления о найме строителей на рытье окопов уже появились на сайтах поиска работы, и дневные выплаты предлагаются там почти втрое выше, чем год назад. Указанная в свежих объявлениях зарплата составляет в среднем от 150 до 210 тысяч рублей в месяц ($1600–2300) — вдвое выше средней зарплаты в России.
Кроме того, дополнительные силы требуются для вывоза и обустройства беженцев. Из приграничных районов Курской области уже эвакуировали более 120 тысяч человек, а еще 180 тысяч подлежат эвакуации, докладывал на совещании у Путина врио губернатора Курской области Алексей Смирнов.
8 августа Курская область стала зоной «чрезвычайной ситуации федерального масштаба». Это значит, что ликвидация последствий «чрезвычайной ситуации» станет бременем для федерального, а не региональных бюджетов. Федеральные выплаты и зарплаты снова подстегнут потребление, а за ним — инфляцию. Текущие расходы на «ситуацию» в Курской области можно пока оценить в несколько миллиардов рублей. Но это только начало.
Уже через две недели российские чиновники приступят к обсуждению бюджета на 2025 год. Очевидно, что теперь военные, а также отвечающие за безопасность на границе ФСБ и Росгвардия будут настаивать на увеличении финансирования. Например, в прошлом году после бунта Пригожина руководитель Росгвардии попросил у Путина танки и тяжелые орудия. Пока сложно сказать, какими могут быть расходы на армию и силовиков в следующем году, но мы полагаем, что они не просто останутся повышенными, но даже вырастут.
Падение курса рубля в связи с наступлением ВСУ пока оказалось не таким глубоким — упав на 6% в начале, рубль уже вернул половину стоимости. Но, если он будет оставаться более слабым и волатильным, это тоже станет фактором роста инфляции — через увеличение стоимости импорта.
Как итог, единовременное изъятие десятков тысяч человек неминуемо окажет дальнейшее давление на рынок труда и зарплат. Рост военных расходов задержит снижение инфляции и заставит Банк России удерживать высокие ставки дольше, чем он надеялся. Дополнительным фактором в пользу высокой ключевой ставки подольше станут новые бюджетные проектировки, которые пока ЦБ не учитывает в своих прогнозах. Цена войны для Кремля становится все больше.
Авторы статьи — приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр и научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Александра Прокопенко.
ДЕНЬГИ
Raiffeisen сворачивается, остальные под угрозой
Медленный уход крупнейшего остающегося на российском рынке иностранного банка на этой неделе ускорился. В четверг Райффайзенбанк объявил, что с начала сентября останавливает трансграничные переводы в валюте и для компаний, и для граждан. Запрет на валютные переводы за границу введен в связи с предписанием европейского регулятора.
Австрийский банк оставался одним из немногих открытых для россиян окон для перевода денег в «недружественных» валютах (то есть прежде всего долларах и евро) за границу и обратно. Банк прекрасно зарабатывал на этом и не спешил сворачивать свою деятельность в России, но европейский регулятор заставил его поторопиться.
После 2 сентября трансграничные переводы в «Райффайзене» будут проводиться только в рублях. Но стран, которые их принимают, немного: если речь именно о банковских переводах (с вероятной конвертацией в нацвалюту), это Армения, Киргизия и Таджикистан, с ограничениями — Казахстан.
Новость крайне неприятна для всех, кто получает российский доход или продает российские активы, живя вне страны. Усложнит это, видимо, жизнь и легальным импортерам. В целом мера — противоречива с точки зрения санкций. С одной стороны, она усложняет жизнь россиянам, но вряд ли отразится на оплате теневого импорта и, кроме того, увеличит профицит капитального счета за счет дополнительного сокращения оттока капитала.
О том, как теперь переводить валюту за границу, мы коротко рассказывали в одной из вечерних рассылок.
Пир во время войны
Несмотря на санкции, в России — инвестиционный бум, какого не было последние 20 лет. Но если в начале 2000-х российская экономика купалась в деньгах иностранных инвесторов, поверивших в высокие цены на нефть и во Владимира Путина, то теперь у нашего инвестиционного чуда совсем другая природа. Почему бизнес начал резко наращивать расходы, куда идут деньги и что здесь не так? Изучил наш экономический корреспондент Денис Касянчук.
ИНТЕРВЬЮ
Автор книги «Как падают тираны» — об особенностях диктатур и сценариях их краха
Несмотря на внешнюю монолитность, автократические режимы имеют целый ряд слабостей, уверен Марсель Дирсус, политолог, автор вышедшей в июле книги «Как падают тираны», которую The Economist недавно включил в список лучших книг 2024 года. Но плохая новость заключается в том, что демократизация после диктатур происходит крайне редко. Редактор The Bell Вячеслав Дворников поговорил с Дирсусом о том, как диктаторы теряют власть, можно ли увеличить шансы на демократический переход, чем для российского режима была опасна фигура Алексея Навального и что сейчас может сделать российское гражданское общество.
ИНВЕСТИЦИИ
Семь ставок на искусственный интеллект
Инвесторы все придирчивее смотрят на то, как бигтехи встраивают искусственный интеллект в свои бизнес-модели, но до сдувания хайпа пока далеко. Morgan Stanley в одном из недавних отчетов выделил целых 480 компаний — бенефициаров внедрения ИИ, поделив их на 15 групп: от хайповых производителей комплектующих, таких как Nvidia и AMD, до менее известных биотехов. В последнем выпуске рассылки «Bell.Инвестиции» мы изучили отчет банка и выбрали семь главных трендов и три наиболее интересные для инвесторов истории с точки зрения доходности и ожидаемого потенциала роста.
ВОЙНА
Тайна «Северных потоков»
На этой неделе немецкие СМИ написали о том, что взрывы газопроводов «Северный поток» независимо раскрыты следствием, подозреваемые установлены поименно, а в «украинском следе» не осталось никаких сомнений. Следом за ними The Wall Street Journal опубликовала удивительные подробности диверсии с украинской стороны и со стороны спецслужб. А «Коммерсант» попытался примирить версию российских властей о том, что взрывы «Северных потоков» в 2022 году были проектом США, и результаты расследования Германии, давшего только украинский след. Поход яхты «Андромеда» мог быть операцией прикрытия, реально трубы могли заминировать диверсанты с подводного аппарата, считает издание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий