НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
Борьба основателей крупнейшего в России маркетплейса Wildberries Татьяны и Владислава Бакальчуков за власть в компании превратилась в горячую войну между их покровителями — сенатором-миллиардером Сулейманом Керимовым и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. 18 сентября Владислав Бакальчук в компании охраны попытался прорваться в главный офис компании в центре Москвы, после чего между его охранниками и охранниками Wildberries произошла перестрелка, в которой погибли два человека. Вечером в пятницу бизнесмен, которому успели предъявить обвинения по статьям об убийстве и покушении на жизнь сотрудника полиции, был отпущен на свободу. Но это далеко не конец истории.
Что происходит
Конфликт вокруг Wildberries развивался по такому остросюжетному сценарию и с такими главными персонажами, что силовое продолжение казалось не просто вероятным, а почти неизбежным — но все-таки перестрелки с трупами в 300 метрах от Кремля никто не ожидал. Да и развитие событий после перестрелки пока выглядит исключительным даже по российским меркам.
Днем 18 сентября совладелец Wildberries Владислав Бакальчук с несколькими десятками вооруженных людей («Коммерсант» называет их «спортсмены, в том числе выходцы из Чечни») появился у проходной головного офиса Wildberries в бизнес-центре «Романов двор» за старым зданием МГУ в самом центре Москвы. Еще недавно в этом здании снимали офисы российские представительства Bloomberg, Credit Suisse и Apple — в бывший офис последнего в 2023 году и заселился Wildberries. На проходной делегацию Бакальчука уже дожидалась вооруженная охрана Wildberries («в основном борцы из Ингушетии и Дагестана», называет их «Коммерсант»).
На месте перестрелки еще до ее начала присутствовали и сотрудники полиции — как утверждал сам Бакальчук, около 15 человек. Сотрудники «Романова двора» рассказали, что несколько полицейских машин дежурили у бизнес-центра с самого утра. Это и неудивительно — по словам Бакальчука, он «заранее уведомил органы правопорядка» о своем визите. Впрочем, если верить постам бизнесмена (1, 2), сотрудники полиции участвовали в конфликте в составе всех трех команд — и как собственно полицейские, разнимавшие и задерживавшие сражавшихся бойцов, так и в составе делегации Бакальчука («мои люди не были вооружены, нас защищали сотрудники полиции»), и в составе охраны Wildberries («в здании вместе с вооруженными лицами, связанными с террористами, находились люди в форме сотрудников полиции, взявшие сторону нападавших на нас»).
Судя по нескольким видео, запечатлевшим начало конфликта, вскоре после появления Бакальчука и его охраны на проходной между сторонами началась перепалка, после чего охранники Бакальчука разбили стекло у входа в офис кувалдой и попытались проникнуть в здание. После этого началась стрельба — обе стороны (1, 2), конечно, утверждают, что огонь начали их противники. В результате семь человек было ранено, а двое — охранники Wildberries родом из Ингушетии — погибли.
Всего на месте происшествия было задержано 33 человека — это дает представление о масштабе перестрелки. Задержан был и сам Владислав Бакальчук, и первые сутки казалось, что из-под ареста он уже не выйдет. Адвокаты бизнесмена подтвердили, что утром в четверг ему были предъявлены обвинения по четырем статьям УК — об убийстве, покушении на убийство, покушении на жизнь сотрудника полиции и самоуправстве. Представители СК в общении с дружественным им «Коммерсантом» не скрывали намерения добиться отправки Бакальчука под стражу. Днем в пятницу к нему домой приходили с обыском.
Тем большим было всеобщее удивление, когда в пятницу вечером Владислав Бакальчук вышел из изолятора временного содержания без всякой меры пресечения и вскоре уже записывал новые кружки с обращением к жене. Адвокаты бизнесмена заявили, что следователи не нашли в его действиях состава преступления. Это были уже не те следователи, которые днем ранее предъявляли Бакальчуку обвинения, — с тех пор дело передали из московского управления в центральный аппарат СК. Но вся остальная фабула дела осталась прежней — и 30 задержанных после перестрелки были помещены под арест на два месяца по тем же статьям, которые вменялись Бакальчуку.
Кто за этим стоит
Первое последствие перестрелки для конфликта вокруг Wildberries — сторона Владислава Бакальчука впервые назвала имена «известных кавказцев», стоящих за новыми партнерами Татьяны Бакальчук, акционерами группы Russ Робертом и Леваном Мирзоянами. Бакальчук в первом посте после освобождения написал, что «компанию разворовывают братья Мирзоян под покровительством Бекхана Барахоева и Сулеймана Керимова». Барахоев — депутат Госдумы от Ингушетии, которого давно называют бизнес-партнером Мирзоянов, но больше о нем почти ничего не известно, как непонятна и его роль в конфликте.
Другое дело — миллиардер и бессменный член Совета Федерации от Дагестана Сулейман Керимов. С его именем давно связывают не только внезапный взлет братьев Мирзоян, за несколько лет скупивших весь российский рынок наружной рекламы, но и загадочное слияние Wildberries с группой Russ, в результате которого владельцы намного меньшего по размеру Russ получили 35% маркетплейса, а Владислав Бакальчук остался ни с чем.
Как рассказывали источники The Bell и других СМИ, Сулейман Керимов познакомился с Татьяной Бакальчук после того, как у Wildberries возникли проблемы после крупного пожара на складе компании. Керимов организовал Татьяне Бакальчук и Роберту Мирзояну встречу сначала с главой администрации президента Антоном Вайно, а потом и лично с Путиным. На имя президента было направлено письмо с фантастическим планом создания на основе Wildberries игрока для международных расчетов в рублях в обход SWIFT и «сильнейшего конкурента» Google и Amazon, способного увеличить ВВП России на 1,5%. Путин наложил на письмо положительную резолюцию и поручил курировать проект своему помощнику по экономике Максиму Орешкину. Бизнес маркетплейса начал переводиться на новую совместную компанию Wildberries и Russ. Оставшаяся у Владислава Бакальчука компания «ВБ Девелопмент» лишилась подрядов на строительство 32 складов маркетплейса, а самому бизнесмену начали угрожать многомиллиардными штрафами за невыполнение обязательств.
Позиция Бакальчука выглядела откровенно проигрышно, хотя все люди, знакомые с бизнесом Wildberries, всегда говорили, что он был равноправным партнером жены и принимал равное участие в управлении бизнесом. Формально Бакальчуку принадлежит только 1% компании (по версии следствия, целью атаки на офис Wildberries было как раз «воздействие на принятие руководством ООО „Вайлдберриз” решения о безвозмездной передаче» еще 49% долей, на которые претендовал Бакальчук). Юридически ситуация усложняется тем, что эти доли — совместно нажитое имущество супругов, подлежащее разделу при уже начавшемся разводе. Но визе Владимира Путина все это противопоставить трудно.
Тогда Бакальчук пошел за поддержкой к Рамзану Кадырову, который публично пообещал решить его проблемы. На видео, которое опубликовал Кадыров в своих соцсетях, он представил Бакальчука как старого знакомого, но историю знакомства до сих пор никто из них не объяснил. Один из источников The Bell объясняет его тем, что люди Кадырова давно помогали Wildberries со складами — и в выстраивании отношений с таможней, и в урегулировании разборок между мигрантами, работающими на складах.
По словам источника The Bell со связями в силовых кругах, просьба Бакальчука легла на подготовленную почву — отношения Кадырова с Керимовым были напряженными и до конфликта вокруг Wildberries. Но теперь спор за Wildberries превращается в настоящую войну, добавляет он. В пятницу вечером за перестрелкой с убитыми в 300 метрах от Кремля последовала массовая встреча самолета с телами погибших в аэропорту столицы Ингушетии Магаса, на которой, как пишут местные телеграм-каналы, проповедники увещевали собравшихся «не вдаваться в националистические настроения».
Что дальше
У Керимова большой опыт «антикризисного» управления. Он умеет входить в сделки в тяжелых для бизнеса ситуациях, и при первой возможности перепродает активы гораздо дороже. Например, в 2010 году он выкупил у попавшего в опалу Дмитрия Рыболовлева компанию «Уралкалий», а уже через три года продал ее структурам Михаила Прохорова и Дмитрия Мазепина. Вероятно, расчет с Wildberries мог быть таким же, и поначалу вся операция проходила молниеносно и крайне эффективно — Керимову удалось быстро довести сделку до одобрения Владимира Путина.
Дальнейшее уже казалось делом техники — в первые два месяца конфликта видимая поддержка Кадырова ограничивалась постами в соцсетях, пусть и с привлечением Тимати и Адама Делимханова. Захват офиса, вероятно, был попыткой Бакальчука перехватить инициативу, но он не ожидал, что силы со стороны Керимова и его младших партнеров окажут вооруженное сопротивление, считает собеседник The Bell.
Промежуточный итог конфликта — освобождение Бакальчука — вероятно, означает, что Кадырову удалось отстоять своего клиента. Это означает, что борьба за актив продолжится — уже как открытая война двух самых влиятельных людей на Северном Кавказе с немалым опытом силовых противостояний.
Что мне с этого?
Мирный исход еще возможен — правда, по его итогам Wildberries вряд ли останется в руках кого-либо из основателей, считает один из собеседников The Bell. Вероятным претендентом на замирение сторон с последующей покупкой закредитованного маркетплейса по сходной цене может стать из госбанков, которые щедро давали Wildberries в долг все последние годы. Основные юрлица группы Russ находятся в залоге у ВТБ. Wildberries закредитована в «Сбере» и ВТБ, ее склады — тоже в залогах, говорил летом источник The Bell, близкий к Татьяне Бакальчук.
Многочисленные клиенты Wildberries и продавцы, выставляющие на маркетплейсе свои товары, вряд ли быстро что-то почувствуют. После того, как образцовый российский self-made бизнес, «Магнит», перешел в руки того же ВТБ, в нем не перестали продаваться дешевые продукты. Но для предпринимателей, которых соблазняют быстрые возможности обогащения в воюющей России, это напоминание: риски растут порпорционально возможностям.
ВОЙНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Последствия израильских пейджеров
На этой неделе Израиль провел сразу три атаки против лидеров группировки «Хезболла», причем одна из них точно войдет в учебники истории. Результат двух атак с использованием взорвавшихся пейджеров, раций и других устройств — не менее 37 погибших и около трех тысяч раненых, многие — тяжело. А также — дезорганизация структур «Хезболлы», за которой последовали воздушные удары ВВС Израиля по югу Ливана.
Батареи взорвавшихся пейджеров и раций были начинены пентритом — мощным взрывчатым веществом. Это не совсем обычная взрывчатка, которая была выбрана из-за способности эффективно работать в очень малых объемах. Сведения о заряде ВВ разнятся от 3 до 30 грамм на устройство. В любом случае он был встроен в аккумуляторы так, чтобы максимально затруднить обнаружение. Мощности хватало, чтобы причинить серьезные ранения вплоть до ампутаций и смертельных исходов. План атаки израильские спецслужбы начали готовить несколько лет назад — именно в расчете на решительный удар по «Хезболле» во время полномасштабной войны..
Пейджеры были произведены на Тайване, а отправлены в Ливан через болгарскую компанию Norta Global с участием венгерской Bac Consulting KFT. Информацию о том, что пейджеры произвела Bac, не подтверждают венгерские официальные лица, хотя тайваньский производитель — Gold Apollo — тоже от них открещивается. В любом случае обе компании — «пустышки», не имевшие наемных сотрудников и зарегистрированные на физлиц из третьих стран.
Взрывчатка в пейджеры была заложена где-то в цепочке поставок. При этом в пейджер интегрировалась и софтверная «закладка», вызывающая срабатывание устройства от специального послания. С рациями ICOM, вероятно, было проще: японская компания давно не производит модель ic-v82 — на рынке в основном клоны непонятного происхождения. К тому же она оснащена съемным аккумулятором, который легче заменить на взрывающийся.
Акция Израиля меняет реальность: до сих пор вредоносные (не обязательно взрывающиеся) закладки в персональные гаджеты были разовыми акциями, а теперь понятен их реальный потенциал. Вполне вероятно, что «чистая» цепочка поставок любой техники в будущем станет таким же фактором суверенитета, как ядерное оружие. Не исключено, что мир разделится на зоны еще и по признаку доверия чужим изделиям. Россия в таком случае, вероятно, войдет в китайскую.
О том, приведет ли атака к полномасштабной войне в регионе, мы писали в одной из рассылок на этой неделе. Уже после этого, в пятницу, в результате авиаудара по южным пригородам Бейрута был убит член высшего военного руководства «Хезболлы» Ибрагим Акиль, утверждает Reuters со ссылкой на источники в службе безопасности Ливана. Его ликвидацию также подтвердила израильская армия. В момент атаки Акиль проводил встречу с членами элитного подразделения «Хезболлы» «Радван», они погибли вместе с ним, пишет агентство.
ИНВЕСТИЦИИ
Долгожданное снижение
В среду ФРС объявила о начале снижения ставок, которого давно ждали, но все равно сумела удивить рынок, снизив ставку сразу на 50 б.п. Так резко регулятор раньше снижал ставки только во время исторических эпизодов сильного финансового стресса. Снижение сразу на два шага в этот раз прогнозировали только девять из 113 экономистов, опрошенных Bloomberg. После решения ФРС рынки уверились, что регулятор сможет обеспечить «мягкую посадку» экономики, что помогло акциям в четверг достигнуть исторического максимума:
- S&P 500 поднялся на 1,7%.
- Nasdaq 100 прибавил 2,6%.
- Russell 2000 компаний малой капитализации вырос на 2,1%.
О том, почему инвесторам рано радоваться и что будет дальше, рассказываем в свежем выпуске рассылки «Bell.Инвестиции».
ТЕХНО
Новые санкции против IT
С 12 сентября вступили в силу принятые в июне IT-санкции. По задумке они должны ограничить доступ российского ВПК к софту для управления предприятиями, проектирования и производства. На практике большинство крупных поставщиков промышленного софта решили уйти с рынка задолго до этих санкций, а новые ограничения ударили скорее по небольшим разработчикам IT-сервисов, а также — по их клиентам: малому бизнесу, стартапам и обычным пользователям. Подробнее — рассказываем в последнем выпуске технорассылки.
ОНЛАЙН-РАССЛЕДОВАНИЕ
Как защититься от AI-мошенников
Во всем мире наблюдается взрывной рост случаев мошенничества с использованием искусственного интеллекта. Например, в июне сервис Booking оценил рост AI-афер за последние 18 месяцев в 500–900%. А недавно мы рассказывали о том, как жертвами мошенников все чаще становятся не только обычные люди, но и высокопоставленные чиновники. Сами мошенники научились прикидываться и вице-премьерами, и ФСБшниками. В рубрике «Онлайн-расследование» вместе с независимым просветительским проектом «Теплица социальных технологий» рассказываем, как мошенники используют AI и как от них защититься.
Комментариев нет:
Отправить комментарий