НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
Владимир Путин привез из Пекина две дюжины соглашений, призванных показать растущий союз России и Китая. В большинстве своем они мало что говорят об экономическом и военно-политическом симбиозе — даже самое важное соглашение, о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2», вызывает много вопросов. Зато растущая связь двух стран, или, скорее, растущая экономическая зависимость России от Китая, видна из данных статистики и одной небольшой сделки.
О чем договорились, а о чем не договорились
На сайте Кремля традиционно перечисляется длинный (22 позиции) список соглашений, которые Россия и Китай подписали в ходе визита Владимира Путина на саммит ШОС. Самое важное среди них, конечно, газовое: страны договорились увеличить поставки российского газа в Китай втрое — до 106 млрд кубометров в год. Министр энергетики Сергей Цивилев назвал эти поставки «огромной альтернативой» европейским рынкам, которые Россия потеряла из-за санкций. В планы входит расширение существующего газопровода «Сила Сибири» до 44 млрд кубометров, рост прокачки по дальневосточному маршруту c 10 до 12 млрд кубометров и самое главное — начало строительства самого долгожданного российского инфраструктурного проекта, «Силы Сибири — 2».
Первая ветка «Силы Сибири» была запущена в конце 2019 года; она обеспечивает транспортировку в Китай газа с месторождений в Восточной Сибири (главным образом Чаяндинского в Иркутской области и Ковыктинского в Якутии). За прошлый год поставки по ней составили 31,1 млрд кубометров, в нынешнем году их планируется довести до 38 млрд. Строительство второй ветки обсуждалось с середины 2010-х, но по-настоящему жизненно важным для России стало после вторжения в Украину и начала процесса отказа Европы от российского газа. «Сила Сибири — 2» позволит перенаправить в Китай газ с ямальских месторождений в Западной Сибири, который раньше продавался в Европу и приносил «Газпрому» большую часть его прибыли. Но до сих пор Китай тихо саботировал подписание соглашения о строительстве газопровода.
Теперь «Газпром» объявил, что после нескольких лет переговоров подписал с китайской CNPC юридически обязывающий меморандум о строительстве газопровода. Правда, формулировку «юридически обязывающий» использует только сам «Газпром» — а китайская сторона о подписании документа вообще ничего не сообщала. В материалах официального китайского информагентства «Синьхуа» меморандум не упоминается.
Детали меморандума тем более неизвестны и, скорее всего, окончательно еще не согласованы. Вряд ли ключевые цифры станут известны скоро — «Газпром» не раскрывает формулу продаж даже по первой ветке. О второй мы знаем лишь, что «Газпром» хочет поставлять по ней до 50 млрд кубометров газа в год. Сроки запуска, формула цены, кто и как будет строить и финансировать строительство, будет ли идти торговля по привычной и удобной для «Газпрома» формуле «бери или плати» — все это неизвестно. Понятно только, что запуск «Силы Сибири — 2» не покроет потери «Газпрома» от ухода с европейского рынка, на который до войны поставлялось до 200 млрд кубометров газа в год — и по намного более выгодным ценам, чем сейчас Россия может получить от Китая.
Почему это стало выгодно Китаю
Несмотря на значительную поддержку России и заявления о «дружбе без границ», Си Цзиньпин с большой осторожностью относился к «Силе Сибири — 2», и все последние три года такой важный для Кремля проект оставался неподписанным. Но теперь увеличение поставок по существующей ветке газопровода и чуть более осязаемая перспектива строительства второй ветки даст Китаю больше запаса прочности в торговом противостоянии с США, президент которых Дональд Трамп начал свой второй срок с обещания увеличить экспорт американского сжиженного газа на рынки мира. После начала торговой войны с Вашингтоном Китай уже полгода не покупает американский газ. Российская необходимость найти новые рынки тут как нельзя кстати.
Демонстративным недружественным жестом в адрес США стала и состоявшаяся накануне визита Путина доставка первого груза сжиженного газа с завода «Арктик СПГ 2» компании НОВАТЭК, находящегося под блокирующими санкциями США. Это четкий посыл — Китай будет игнорировать санкции на энергоносители и вторичных санкций не боится.
Возможно, такой подход снимает очевидную проблему строительства «Силы Сибири — 2» — Китай может участвовать в строительстве и финансировании по крайней мере своего участка трубы вопреки санкциям.
Что мне с этого?
Зависимость России от Китая со временем только продолжает расти, и вывод Владимира Путина из политической изоляции саммитом на Аляске никак этого не изменил. Китай, до недавнего времени с опасением относившийся к угрозам вторичных санкций, теперь показывает, что готов проверить США на стойкость. Для России это однозначно хорошая новость. Китай стал за годы войны краеугольным камнем российской экономики. В условиях торговой войны и американского курса на изоляционизм Россия сможет полагаться на Китай все больше.
Автор статьи — приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр
ЭКОНОМИКА
Новые признаки стагнации
К экономистам, которые видят риски ухода России в рецессию, присоединился глава Сбербанка Герман Греф. «Охлаждение продолжается, мы это видим по темпу роста ВВП. Второй квартал можно рассматривать как техническую стагнацию. Июль и август показывают явные симптомы того, что мы приближаемся к нулевым отметкам [роста экономики]», — сказал он на Восточном экономическом форуме и призвал ЦБ сократить ставку до 12% с нынешних 18%.
Признаки значительного замедления, о которых мы писали здесь и здесь, видны и по данным российского импорта из Китая, которые мы решили изучить, наблюдая за встречей Путина с Си Цзиньпином.

Несмотря на укрепляющиеся экономические связи между Москвой и Пекином, экспорт китайских товаров в Россию, по данным китайской таможни, в первом полугодии упал на 9% год к году. Наиболее значительным снижение было в автомобилях — повышение утилизационного сбора и ужесточение кредитования в России привели к резкому снижению спроса на рынке, на котором после ухода в 2022 году европейских автоконцернов доминируют китайцы.
Падение импорта из Китая видно и в других потребительских категориях — от мобильных телефонов до ноутбуков. Оно менее значительно в оборудовании и станках, но и там видно охлаждение: российские компании, не будучи в состоянии занимать по запретительным ставкам, снижают инвестиции в оборудование.

Снижение импорта из Китая — одна из важных причин укрепления рубля в 2025 году. Одновременно крепкий рубль — один из явных признаков охлаждения экономики России. Греф тоже видит в сильном рубле одно из препятствий для роста.
Значимого роста экономики в будущем не видит и Банк России. В опубликованных на этой неделе «Основных направлениях денежно-кредитной политики» ЦБ оставил прежним основной прогноз по средней ключевой ставке до конца 2025 года на уровне 18,8–19,6%, а на 2026 год спрогнозировал 12–13%. Это, как видно, более жесткие условия, чем хотелось бы Герману Грефу. Экономический рост в таком случае должен составить 0,5–1,5% в 2026 году и 1,5–2,5% в 2027-м.
К базовому сценарию ЦБ добавил еще три.
- Один, самый позитивный, — дезинфляционный, с более высокой отдачей на инвестиции, осуществленные в последние годы, и ростом ВВП примерно на 1 процентный пункт выше, чем в базовом сценарии. Сценарий предполагает сохранение санкций, постепенное снижение цен на нефть и охлаждение торговой войны через снижение таможенных пошлин США.
- Второй, пессимистичный сценарий — проинфляционный. Он предполагает возврат к 4-процентной инфляции только в 2027 году, более жесткую политику ЦБ и экономический рост на уровне базового сценария — не выше 2% в ближайшие три года. В основе сценария — ужесточение санкций, усиление протекционизма и льготного кредитования со стороны правительства. Вероятность этого сценария ЦБ видит более высокой, чем «хорошего».
- Третий сценарий — рисковый, почти невероятный. Он предполагает двузначную инфляцию и рецессию в течение двух лет. В его основе — возможность ужесточения торговых войн, крупный мировой экономический и финансовый кризис, падение цен на нефть, ужесточение санкций и большие бюджетные траты.
Что мне с этого?
Признаков стагнации, если не рецессии, в российской экономике становится все больше. Банк России, несмотря на призывы со всех сторон снижать ставку, к резким шагам, похоже, не готов. Не проговаривая этого явно, ЦБ увязывает экономическое будущее страны с тем, будет ли продолжаться война и, как следствие, высокие расходы бюджета, закрытость экономики, санкции.
Автор статьи — приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр
ПЕРЕГОВОРЫ
Неделя за Путиным
У Владимира Путина была большая неделя. Меморандум о «Силе Сибири — 2», о подписании которого китайские партнеры не стали даже объявлять, не очень выглядит как дипломатическая победа (хотя на деле Кремль вполне может так его рассматривать). Но в целом саммит ШОС стал для Путина лучшим в истории существования организации. В компании своего главного союзника (а в части внешней торговли уже едва ли не сюзерена) Си Цзиньпина и ситуативно примкнувшего к ним Нарендры Моди Путину удалось по крайней мере на картинке продемонстрировать беспрецедентное единство «глобального Юга».
Главным нынешним врагам Путина, европейским лидерам из «коалиции желающих», не удалось продемонстрировать и близко ничего подобного на встрече в Париже, которая волей-неволей выглядела как ответ на китайский саммит (одним из участников которого, кстати, стал в очередной раз встретившийся с Путиным главный европейский отщепенец Роберт Фицо). Встреча союзников закончилась не во всем приятным зумом с Дональдом Трампом, который обвинил их в финансировании войны посредством закупок российской нефти (обвинение, с которым цифры позволяют как согласиться, так и поспорить) и потребовал усиления давления на Россию и Китай.
Союзники разошлись на том, что США представят свои предложения по санкциям (об этом пока тишина) и по гарантиям безопасности Украины (об этом что-то сегодня выяснил телеканал NBC — по его версии, США хотят взять на себя мониторинг демилитаризованной зоны, в которой будут размещены миротворцы из третьих, но дружественных США стран вроде Саудовской Аравии). Но 26 стран «коалиции желающих», по словам Эмманюэля Макрона, уже договорились, что готовы участвовать в послевоенных гарантиях безопасности Украины — кто (например, Италия) обучением солдат, а кто (Великобритания и Франция) и размещением собственных войск.
Владимир Путин в ответ всю неделю повторял свой неизменный тезис о том, что никогда не согласится с присутствием в Украине контингентов стран НАТО. А на саммите ШОС он прямым текстом дал понять, что встречаться с Владимиром Зеленским не собирается, заявив, что согласен только на встречу с ним в Москве, на что, в свою очередь, никогда не согласится Зеленский.
Теперь мяч на стороне Дональда Трампа, который уже давно вошел в очередную фазу разочарования Владимиром Путиным, но только на этой неделе удостоверился, что обещанной встречи с Владимиром Зеленским не будет. Европейцы ждут от Трампа санкций, а Путин — звонка, после которого, по опыту, может последовать как возвращение к переговорам, так и углубление разочарования.
ТЕХНО
Как вступившие в силу законы изменят жизнь пользователей рунета
В этом году сентябрь выдался богатым на вступающие в силу новые репрессивные законы. В России теперь запрещено искать экстремистский контент, рекламировать VPN и покупать рекламу в Instagram, а Max должен быть установлен на каждый смартфон. Разбираемся, как изменится жизнь пользователя рунета с сентября.
Если коротко, то:
- С 1 сентября мессенджер Max наконец стал истинно «национальным»: сервис теперь должен предустанавливаться на каждый проданный в России смартфон и планшет. А еще обязательным для предустановки станет магазин приложений RuStore — в том числе на устройствах Apple. Но как власти собираются этого добиться — непонятно. Пока что смартфоны (и, кстати, не только айфоны) просто помечают как устройства «без Rustore/Max» — как будто это недостаток. Кстати, в этом выпуске Технорассылки есть инструкция — что делать, если Max на устройство ставить все-таки заставляют.
- Реклама в Instagram (принадлежит Meta, а ее в РФ считают экстремистской) теперь под запретом. С 1 сентября вступили в силу поправки, запрещающие размещать рекламу на ресурсах экстремистских организаций и заблокированных сайтов. Значит ли это, что рекламы в Instagram теперь не будет? Вряд ли. Крупный бизнес рисковать, может, и не захочет, а вот остальные уже ищут способы: несмотря на все запреты, аудитория все еще там.
- Главная интрига сезона: как будет исполняться новый закон о штрафах за «умышленный поиск» экстремистского контента. Напомним, с 1 сентября вступает в силу соответствующий закон, но как будут действовать власти, нам пока что оставалось только гадать. Сюда же — новые штрафы за рекламу VPN. Но важная ремарка: само по себе использование VPN — это все еще не преступление и законом не запрещено.
- Несколько обделенная вниманием, но пугающая норма — «экспериментальный режим учета места нахождения иностранных граждан». По нему мигранты в Москве и Московской области будут должны установить специальное приложение «Амина», которое следит за всеми их перемещениями. Сервис работает по тому же принципу, что и московское изобретение ковидных времен, приложение «Социальный мониторинг». Но работает плохо и постоянно сбоит. У тех, у кого все-таки работает, нещадно сажает батарею из-за постоянного отслеживания локации.
В последнем выпуске Технорассылки рассказываем, что еще нужно знать о новых законах — и как все это может повлиять на нашу жизнь. А еще — подписывайтесь на телеграм-канал The Bell Tech, который ведет автор рассылки Лера Позычанюк.
ИНВЕСТИЦИИ
Конец «золотого века» для инвесторов
Период, последовавший за мировым финансовым кризисом, и особенно десятилетие с 2014 по 2024 год характеризовались аномально высокой доходностью на американском рынке. Этому способствовали мягкая денежно-кредитная политика и бурный рост технологического сектора.
Этот «золотой век» для инвесторов сформировал устойчивые, но, как показывает статистика, нереалистичные ожидания относительно будущих доходов. Новые условия характеризуются структурно более высокой инфляцией, нормализацией денежно-кредитной политики, повышенной геополитической напряженностью и экстремальными оценками на ключевых рынках. В последнем выпуске рассылки для инвесторов рассказываем, почему инвесторам стоит кардинально пересмотреть ожидания относительно рынков и как подготовиться к новой реальности. А если вы пока не подписаны на нашу инвестиционную рассылку, подключайтесь к нашему телеграм-каналу, который ведут редактор «Bell.Инвестиций» Вячеслав Дворников и наши постоянные авторы, профессиональные аналитики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий