пятница, 17 января 2025 г.

Будет ли в России банковский кризис, все планы Трампа по Украине и Безос и Маск в космосе

 
logo2.png Подписаться
 
 
17 января 2025 Веб-версия
 

Будет ли в России банковский кризис, все планы Трампа по Украине и Безос и Маск в космосе

 
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
 

С начала этого года западные и русскоязычные СМИ, не говоря уже о соцсетях, стали писать о зловещей перспективе финансового кризиса, нависшей над российской экономикой на третий год войны. У этих прогнозов есть два главных тезиса: во-первых, российский бюджет тратит на войну едва ли не вдвое больше, чем официально объявляет, а во-вторых, это грозит банковской системе коллапсом, и чтобы его избежать, государство может заморозить вклады граждан. В действительности перед российской экономикой стоят другие угрозы, а эти прогнозы появляются и обсуждаются из-за неверия российским властям как внутри страны, так и снаружи.

Что происходит

Сюжет о грядущей катастрофе начался с вышедшей 11 января рассылки Крейга Кеннеди — эксперта по России из Центра Дэвиса Гарвардского университета, много лет проработавшего в Morgan Stanley и Bank of America. На следующий день рассылку Кеннеди пересказал на страницах FT экономический обозреватель газеты Мартин Сандбю.

В своей рассылке Кеннеди рассказывает о существовании тайной схемы финансирования российского бюджета, создающей предпосылки для кредитного кризиса в стране. Эта схема предполагает, что резкий рост корпоративного кредитования с 2022 года — более чем на две трети за два года до 19,4% ВВП — объясняется замаскированным ростом военных госрасходов. Якобы от 50% до 60% корпоративного кредитования военного времени пошло на финансирование связанного с войной бизнеса. Это от $207 до $249 млрд — цифра, примерно равная официальным военным расходам бюджета за три года войны. А поскольку оборонные предприятия могут стать не в состоянии обслуживать накопившиеся таким образом долги, страна стоит на пороге кредитного кризиса. Это мнение широко разошлось среди комментаторов российской экономики и СМИ (конечно, кроме, естественно, российских государственных или провластных).

Спасать оборонные предприятия и банки якобы власти будут с помощью изъятия частных депозитов — ведь, если военные заемщики будут не в состоянии оплачивать кредиты, банкам, чтоб не рухнуть, нужно будет сокращать свои обязательства перед своими кредиторами, то есть вкладчиками.

Слухи о заморозке вкладов

В последней части эта теория легла на подготовленную почву — в русскоязычных соцсетях с ноября циркулируют слухи о грядущей заморозке банковских вкладов. Еще в начале ноября экономист Алексей Зубец в интервью на радио заявил, что вклады россиян могут заморозить ради борьбы с инфляцией. По его словам, власти могут пойти на этот шаг, чтобы не допустить массового bank run в случае резкого снижения ставки ЦБ. Тогда наличие такой перспективы опровергали и депутаты, и чиновники, и Эльвира Набиуллина.Однако слова, судя по всему, не убедили россиян, которые в конце 1980-х пережили и изъятие средств в рамках «павловской» конфискационной денежной реформы 1991 года, и частичную заморозку вкладов 1998 года, и, по сути принудительную, конвертацию части валютных вкладов 2022 года. А в январе публикация о возможном изъятии вкладов появилась в анонимном телеграм-канале «Незыгарь», предположительно связанном с пиарщиками правительства. Сюжет о заморозке вкладов стал инструментом информационной войны вокруг ставки ЦБ, в которой участвуют и бизнес, и чиновники.

Эти слухи и опасения россиян уже использовала Госдума для очередной (далеко не первой) атаки на независимость ЦБ. Депутат Алексей Нечаев потребовал принять закон, по которому «любые решения по накоплениям граждан ЦБ может принимать только после согласования с Государственной Думой». Скорее всего, подобный закон принят не будет — если б власти хотели что-то делать со сбережениями, они бы предпочли это сделать быстро, без обсуждений, чтоб не дать людям забрать средства.

Так будут ли замораживать вклады?

Заморозка депозитов представляется сейчас мерой нелогичной, что и объясняет ЦБ, комментируя слухи. Основа экономического роста в России — кредитование. Если заморозить вклады, то банки не смогут больше кредитовать предприятия. При высокой ставке, порождающей высокие проценты по депозитам, граждане предпочитают сберегать, а не тратить.

Доводы о необходимости заморозки для обуздания инфляции также представляются ошибочными — при высоких ставках массовое изъятие депозитов и увеличение трат кажется нелогичным.

Сомнителен и довод о необходимости заморозки в результате кредитного кризиса. Во-первых, если такой кризис случится, то для спасения банковской системы и всей экономики властям имело бы больше смысла гарантировать депозиты, а не изымать их, чтоб не дать кризису разрастись. Во-вторых, в России достаточно жесткое макропруденциальное регулирование — по требованию ЦБ банковская система накопила большие буферы капитала, которые сможет использовать в случае кризиса. В-третьих, прирост корпоративного кредита в ноябре и декабре уже начал тормозить из-за ужесточений и послаблений (например, по соблюдению норматива краткосрочной ликвидности) со стороны ЦБ

А что не так с кредитом?

Во-первых, по данным Банка России, общий рост корпоративных кредитов с 2022 года, по нашим подсчетам, не превышает $300 млрд, что намного меньше $415 млрд, о которых говорят паникеры. Но более важно, что львиная доля, около двух третей этого долга, появилась в результате замещения компаниями валютного долга рублевым после начала войны. Эти новые рублевые кредиты требуют более дорогого процентного обслуживания, но убирает валютный риск. А главное — считать их военными кредитами нельзя.

Но самое главное — неправильно добавлять эти деньги к прямым бюджетным расходам: все кредитные субсидии уже отражены в бюджете, например, в госпрограмме вооружений, программе поддержки МСБ, сельхозпроизводителей и других программах (всего их 63).


 

Не менее важна и структура льготного кредита. По данным ЦБ, бóльшая часть субсидированного портфеля приходится на девелоперов, участвующих в программах льготной ипотеки, завершившейся 1 июля 2024 года. Здесь тоже есть свои нюансы, которые не позволяют назвать весь этот портфель плохими кредитами. Например, ставки по льготным кредитам для застройщиков сильно зависят от наличия у компаний средств на счетах эскроу — то есть денег, полученных от покупателей будущих квартир и по сути принадлежащих банку, финансирующему строительство. Если сумма средств на счетах эскроу приближается к 100% от суммы запрашиваемых кредитов, банки готовы выдавать компаниям кредиты под низкие проценты, поскольку у них есть гарантированное обеспечение.

Картину кредитования в России в целом тоже сложно свести к одной военной промышленности и связанным с ней отраслям. Больше всего новых кредитов в России сейчас берут (.xlsx) компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей (сектор, в наименьшей степени связанный с войной), транспортом и связью, строительством, операциями с недвижимостью, производством нефтепродуктов и готовых металлических изделий. Значительная доля оборонки из этого списка — только в последнем пункте.

Конечно, не все расходы на войну оплачиваются из прямых военных расходов федерального бюджета (статьи «Национальная оборона» и «Национальная безопасность»). Контрактники получают часть выплат из региональных бюджетов, часть раненых лечат в гражданских больницах и так далее. Но утверждение о двукратном превышении расходов по сравнению с заявленными в бюджете кажется необоснованным — если бы на войну и ВПК действительно уходило до 16 процентов ВВП, то это было бы заметно в гражданской сфере: она бы не работала на полную мощность, не испытывала бы кадрового голода.

Есть один вывод, в котором сходятся все комментаторы, мы и даже сами российские власти: активное субсидирование государством ставок по кредитам ускоряет рост кредитования по всей экономике за счет мультипликативного эффекта и раскручивает инфляцию. Это, как и то, что в будущем может вырасти доля невозвратных кредитов и банкротств, признают и финансовые власти России — именно поэтому ЦБ повышает ставку.

Что мне с этого?

Одна из главных, если не главная тема этого года — возможные переговоры России с Западом по Украине, которые могут принести долгожданный мир. Ставить на то, что экономика заставит Путина скорректировать свои максималистичные цели по Украине из-за якобы грядущего кредитного коллапса, мы бы не стали. А необоснованные слухи о заморозке вкладов могут сыграть для российской экономики опасную роль — те россияне, которые в это поверят, перестанут нести деньги в банки, что снизит их кредитные возможности.

На наш взгляд, вероятности описанных двух сценариев малы. Это не значит, что с вкладами ничего никогда не случится или что не будет проблем в банковском секторе. Но более реальная опасность в другом — непрозрачность принятия решений в России, отсутствие независимой экспертизы, закрытость все растущей доли статистики и политизированность всей системы порождает неверие властям и их данным как у внешних партнеров и противников, так и у собственных граждан. Это может приводить к моральной панике и рукотворным кризисам, которые предсказать все сложнее.

Авторы статьи — научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Александра Прокопенко (признана иностранным агентом) и приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр.

ВОЙНА И САНКЦИИ

Трамп не спешит заканчивать войну и разрабатывает санкционный план

Благодаря последним инсайдам западных СМИ накануне понедельничной инаугурации Дональда Трампа мы в общих чертах понимаем, что его команда за два месяца успела придумать в отношении России и Украины. Особенно далеко они не продвинулись, но начальные позиции обрели реалистичные черты.

  • Об обещаниях покончить с войной в первый день президентства Трампа официально забыто. Новая официальная оценка сроков — 100 дней (цитата спецпредставителя Трампа по Украине Кита Келлога), но неофициально в окружении избранного президента и ее считают не очень реальной. И понятно почему — по всем главным вопросам между Россией, Украиной и США остаются принципиальные и непреодолимые без решительного поражения одной из сторон противоречия. Подробно можно прочитать о них в вышедшей на этой неделе отличной статье эксперта-международника Владимира Фролова.
  • Под большим сомнением в связи с этим оказалась и представлявшаяся недавно едва ли не очевидной готовность администрации Трампа резко сократить военную поддержку Украины. Европейские чиновники после зондирования обстановки в лагере Трампа считают, что поддержка Киева вряд ли прекратится до перемирия.
  • Приемлемые для команды Трампа стартовые условия переговоров остаются прежними: Украина не получает членства в НАТО, конфликт замораживается по текущей линии фронта, а гарантировать соблюдение перемирия должен контингент ЕС. В Кремле не раз говорили, что подобные варианты Россию не устраивают, и продолжают выдвигать абсолютно неприемлемые для Украины требования — признание за Россией всех четырех областей, формально включенных в состав РФ (в том числе неподконтрольных России Херсона и Запорожья) и обязательства Киева в несколько раз сократить армию.
  • Самое пока содержательное, что стало известно о планах команды Трампа, — санкционные планы. Если Россия пойдет на переговоры, в этих планах предусмотрены небольшие пряники: повышение потолка цен на нефть или выдача или продление генеральных лицензий на закупку нефтепродуктов у санкционных компаний. Если не пойдет — предусмотрен потенциально мощный кнут, вплоть до включения в черный список остальных крупнейших нефтяных компаний, кроме уже попавших туда «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти», закрытие датских и турецких проливов для танкеров теневого флота и реальное применение вторичных санкций против индийских и китайских покупателей российской нефти.

Как вся эта картина сможет сложиться в какие-то переговоры, мы увидим уже скоро — вероятнее всего, первый официальный разговор Трампа с Путиным может пройти вскоре после инаугурации 20 января.

ЭКОНОМИКА

Китайская игла

Несмотря на санкции, значительно затруднившие расчеты России с торговыми партнерами, экспорт из Китая в Россию по итогам 2024 года вырос на 4,1%, побив очередной рекорд, выяснил The Bell. Но по сравнению с 2023 годом рост замедлился в десять раз — это эффект американских санкций, с декабря прошлого года значительно усложнивших российско-китайские платежи. Смотреть на статистику российско-китайской торговли всегда полезно, чтобы не забывать сути отношений между нашими странами: Россия становится все более откровенным сырьевым придатком Китая, все больше зависящим от его технологий. Американские санкции не смогли остановить российский импорт из Китая, но смогли значительно затормозить его рост.

ИНВЕСТИЦИИ

Враги империй складывают оружие

В четверг Натан Андерсон объявил о закрытии Hindenburg Research. Это, вероятно, самый известный в мире фонд, который можно назвать активистом-шорт-селлером. Как объяснил сам Андерсон, все дело — в желании посвятить время себе и близким. «Почти 100 человек, включая миллиардеров и олигархов, были привлечены к гражданской или уголовной ответственности регулирующими органами по крайней мере частично благодаря нашей работе. Мы пошатнули некоторые империи, которые, по нашему мнению, нуждались в потрясении», — написал Андерсон на прощанье. Рассказываем о расследованиях Hindenburg, а также о том, почему закрытие фонда — печальное событие для инвесторов.

ИНТЕРВЬЮ

Про жизнь и искусственный интеллект

Команда канала «Это Осетинская» начинает год с самой обсуждаемой темы — искусственного интеллекта. Для этого Елизавета (признана иноагентом) отправилась в Баварию — к профессору и руководителю Центра искусственного интеллекта в Высшей технической школе Вюрцбурга Ивану Ямщикову. Иван — физик и выпускник СПбГУ, после университета уехал учиться в магистратуру в Швецию, но вернулся, чтобы делать науку в России. Работал в Skillfactory и «Яндексе», руководил лабораторией естественного языка — совместного проекта «Яндекса» и питерской «Вышки». После начала войны Иван уехал из России в Германию, «потому что хотел называть вещи своими именами». Елизавета встретилась с Иваном, чтобы поговорить о настоящем и будущем искусственного интеллекта, а бонусом получила экскурсию по рождественскому Вюрцбургу, с университетом которого связаны имена 14 нобелевских лауреатов.

КОСМОС

Безос и Маск в космосе

На этой неделе миллиардер и основатель Amazon Джефф Безос доказал, что большие и реальные космические амбиции есть не только у Илона Маска. Тяжелая ракета-носитель New Glenn его компании Blue Origin с первого раза успешно стартовала с площадки во Флориде и вывела на околоземную орбиту вторую ступень. Программой полета была предусмотрена мягкая посадка на баржу первой ступени, осуществить которую не удалось. Но это все равно большой успех и вызов SpaceX Маска и в запусках на орбиту, и в лунных проектах. Тем более что у самого Маска на этой неделе не слишком удачно прошел седьмой тестовый запуск гигантского космического корабля Starship. Первая ступень Super Heavy сработала как надо и была во второй раз в истории поймана «палочками» на стартовой позиции. Но сам корабль компания потеряла на девятой минуте полета.

ТЕХНО

Как Цукерберг подружился с Трампом

На прошлой неделе основатель запрещенной в России Meta Марк Цукерберг заявил, что теперь его компания не будет привлекать сторонних экспертов для борьбы с дезинформацией во всех своих соцсетях. Вместо модерации Цукерберг, по примеру Илона Маска, решил доверить проверку фактов самим пользователям. Под предлогом возвращения бизнесу «маскулинности» и борьбы за свободу слова Цукерберг преследует вполне конкретные цели, главная из которых — стать своим для Дональда Трампа и его администрации. Подробнее о том, что именно Цукербергу нужно от Трампа, рассказываем в технорассылке.

 
 

Редакция The Bell
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 10 вечера.
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2025, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий