суббота, 1 ноября 2025 г.

Как понимать ядерные угрозы Трампа, неделя больших новостей и денег в ИИ и санкционная сделка «Лукойла»

 
logo2.png
 
Итоги недели
 
Подписаться
 
 
31 октября 2025 Веб-версия
 

Как понимать ядерные угрозы Трампа, неделя больших новостей и денег в ИИ и санкционная сделка «Лукойла»

 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Как будто миру не хватало неопределенности в сфере безопасности, Дональд Трамп на этой неделе решил ее добавить, объявив, что США начнут проводить испытания ядерного оружия. Ни одна ядерная держава, кроме КНДР, не проводила испытаний уже 30 лет. Заявление Трампа привело в замешательство даже Кремль, который в течение всей войны манипулирует ядерными угрозами, но гораздо осторожнее. Эксперты надеются, что Трамп имел в виду простые испытания баллистических ракет, которые все крупнейшие державы проводят постоянно. Но заявления чиновников Белого дома пока говорят об обратном.

Что происходит

Дональд Трамп удивил мир неожиданными ядерными угрозами утром в четверг — перед встречей с Си Цзиньпином в ходе визита в Китай. В соцсети Truth Трамп написал: «У США больше ядерного оружия, чем у любой другой страны. Это, в том числе полное обновление и модернизация существующего арсенала, — достижение моего первого срока. Из-за его разрушительной мощи я делал это с нежеланием, но у меня не было выбора. Россия — вторая, а Китай далеко на третьем месте, но сравняется через пять лет. Приняв во внимание программы испытаний других стран, я дал указания военному министерству начать испытывать наше ядерное оружие на равных условиях. Этот процесс начнется немедленно».

Пост Трампа потряс и экспертов, и мировую общественность. Хотя трактовать заявления Трампа всегда можно по-разному, из этого заявления вроде бы прямо следует, что речь не о регулярно проводящихся всеми обладателями такого оружия испытаниях межконтинентальных ракет, способных нести ядерный заряд (США в последний раз делали это в мае 2025 года и прямо сейчас готовятся к очередным таким же испытаниям). А о настоящем взрыве ядерного боеприпаса.

Это был бы немыслимо резкий шаг в сторону всемирной эскалации. Ни Вашингтон, ни Москва, ни Пекин не проводили ядерных испытаний уже почти 30 лет, а единственной страной, нарушившей этот консенсус в XXI веке, была Северная Корея, которая провела последнее ядерное испытание в 2017 году. Россия не взрывала ядерных бомб никогда в своей современной истории, а последнее советское испытание прошло в 1990 году. США в последний раз взрывали ядерный заряд в 1992 году, Китай — в 1996-м.

Тогда же, в 1996 году, был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, так и не вступивший в силу, поскольку две из крупнейших ядерных держав — США и Китай — хотя и подписали документ, но не ратифицировали его. Россия, напротив, в 2008 году ратифицировала договор, но осенью 2023 года отозвала свою ратификацию (но не подпись).

Что говорят в Белом доме

Если, как надеются эксперты по ядерному сдерживанию, Трамп просто плохо сформулировал свои мысли и имел в виду обычные испытания межконтинентальных ракет, то у сподвижников президента к моменту написания этой рассылки было уже 48 часов, чтобы успокоить мир. Но никто из них этого не сделал, хотя заявление Трампа прокомментировали и вице-президент Джей Ди Вэнс, и военный министр Пит Хегсет.

Вэнс выступил расплывчато: он заявил, что у США большой арсенал ядерного оружия, который надо периодически испытывать, чтобы быть уверенным, что оно работает как должно, хотя у США и нет сомнений в том, что оно работает как должно. Хегсет говорил более уверенно: он сказал, что ядерные испытания — «самый ответственный путь» стратегического сдерживания, и пообещал, что его министерство как можно быстрее обсудит испытания с Министерством энергетики, которое вопреки представлениям Трампа на самом деле за них отвечает.

Наконец, сам Трамп в ночь на пятницу не только не воспользовался возможностью всех успокоить на очередном пресс-подходе, но и подтвердил свои намерения. На вопрос журналистов о том, говорил ли он, например, о подземных ядерных взрывах, как в годы холодной войны, Трамп ответил: «Вы скоро все узнаете, но мы собираемся провести кое-какие испытания. Другие страны делают это. Если они, то и мы, верно?»

При чем здесь Россия

Помимо собственно намерений Дональда Трампа, самым непонятным в его посте была фраза о ядерных испытаниях других стран: что имелось в виду под «программами испытаний», на которые сослался президент США, если Китай в последний раз взрывал бомбу в 1996 году, а Россия — в 1990-м?

Конечно, первым делом все вспомнили о последних ядерных заявлениях Владимира Путина, который в прошлые выходные принял доклад начальника Генштаба Валерия Герасимова об испытаниях ракеты с ядерным двигателем «Буревестник» (подробно о ней мы рассказывали тут), а на этой неделе объявил об испытании ядерной торпеды «Посейдон». Но в обоих случаях испытывались, хотя и новые, но только носители ядерного оружия. Дмитрий Песков поспешил заявить, что запуски «Буревестника» под определение ядерных испытаний «никоим образом не попадают», — и это тот случай, когда с ним трудно поспорить.

Еще одним поводом для претензий к Москве могла стать информация о том, что в ходе войны в Украине Россия использовала ракету 9M729 наземного базирования, ту самую, из-за которой Дональд Трамп в свой первый срок в 2019 году вывел США из одного из ключевых ядерных соглашений с Россией — Договора о ракетах малой и средней дальности (ДРСМД). На следующий день после поста Трампа о ядерных испытаниях министр иностранных дел Украины Андрей Сибига заявил об использовании Россией 9M729 в Украине, а источник Reuters сказал, что у Киева есть подтверждение 23 пусков в 2023-2024 годах, и в одном из случаев ракета пролетела 1200 км — более чем вдвое больше разрешенного ДРСМД лимита 500 км.

Да и в вопросе о самих ядерных испытаниях все может быть не так просто. В первый срок Трампа глава разведуправления Пентагона публично обвинял Россию в нарушении моратория на ядерные испытания — по его версии, Москва проводила подземные тесты зарядов малой мощности, следы которых невозможно обнаружить в ходе обычного международного мониторинга. Речь идет о тактических ядерных зарядах мощностью до 1-2 килотонн (это, например, в 20 раз меньше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму).

Это очень давние подозрения — на разном уровне в США они звучат в адрес России и Китая как минимум с 2001 года, а в последний раз упоминались в докладе Госдепа о нераспространении ядерного оружия в 2021 году. Столько же продолжается дискуссия о том, следует ли вообще считать ядерными испытаниями взрывы таких тактических зарядов. Историю вопроса можно прочитать в этом посте, написанном одним из главных авторов обвинений, бывшим помощником госсекретаря при Джоржде Буше-младшем Стивеном Рейдмейкером. Сами по себе эти подозрения не доказаны — но Трампу, в чей президентский срок они в очередной раз всплывали, они могут быть известны и могли послужить аргументом.

Как ядерными испытаниями угрожал Путин

Наконец, возобновление полноценных ядерных испытаний занимает достойное место в списке ядерных угроз Владимира Путина — но дальше туманных предостережений Москва до сих пор не шла, явно сохраняя этот серьезный эскалационный шаг «на черный день» одного из будущих обострений.

  • В феврале 2023 года, в первом после начала войны послании к Федеральному собранию Путин заявил, что «некоторые деятели в Вашингтоне задумываются о возможности натуральных испытаний своего ядерного оружия», и в связи с этим Минобороны и «Росатом» должны обеспечить готовность к аналогичным испытаниям для России — но только в том случае, если первый шаг сделают США.
  • Осенью того же года, за пару недель до отзыва Россией своей ратификации Договора о запрете ядерных испытаний друг Владимира Путина, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук призвал провести ядерные испытания на Новой Земле — «хотя бы один разок». За месяц до этого Сергей Шойгу, занимавший еще пост министра обороны, и глава «Росатома» Алексей Лихачев совершили облет полигона для ядерных испытаний на Новой Земле.
  • Спустя год, в ноябре 2024 года замминистра иностранных дел Сергей Рябков отвечал на вопрос о ядерных испытаниях, что «вопрос стоит», но «ситуация сложная».
  • Наконец, в октябре 2025 года в выступлении на Валдайском клубе Путин снова заявил, что «кое-кто готовит испытания, мы это видим, знаем, и если они произойдут, мы сделаем то же самое».

Что мне с этого?

Даже если Дональд Трамп действительно собрался проводить ядерные испытания, это произойдет не завтра — подготовка к мероприятию может занять от шести месяцев до нескольких лет. За прошедшие десятилетия без взрывов США утратили значительную часть практического опыта; обученного персонала мало, а после сокращений, проведенных DOGE Илона Маска, стало еще меньше. Наконец, объекты испытательных полигонов находятся в запущенном состоянии: те, кто видел оборудование в последние годы, описывает его как «ржавую груду металла», пишет The Washington Post.

Сама по себе практическая польза от возобновлений физических ядерных испытаний для США неочевидна. До начала 1990-х американцы провели намного больше испытаний, чем другие ядерные державы — всего 1032 взрыва; СССР — 715, а Китай — всего 45. Это значит, что у США намного больше данных, которые позволяют моделировать взрывы при помощи современных компьютеров (сейчас это главный инструмент ядерных тестов). Это значит, что главным выигравшим от возобновления испытаний станет Китай, которому должно остро не хватать собственных данных — при том, что именно Китай сейчас быстрее всех наращивает свой ядерный арсенал, пытаясь преодолеть кратное отставание от России и США.

Конечно, у заявлений Трампа есть и потенциальное политическое объяснение — один из ведущих экспертов по теме, бывший директор НАТО по контролю над вооружениями Уильям Альберк предполагает, что при хорошем раскладе целью Трампа может быть склонение России к переговорам о новом ядерном договоре вместо Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III), который истекает в феврале 2026 года. Но если США действительно начнут подготовку ядерных испытаний, нас могут ждать непредсказуемые последствия.

ТЕХНО

Неделя больших ИИ-новостей

На этой неделе ключевой игрок рынка ИИ и создатель ChatGPT, OpenAI Сэма Альтмана, много лет существовавшая как некоммерческий фонд для безопасного развития технологии, официально стала обычной компанией оценочной стоимостью в $500 млрд. Некоммерческий OpenAI Foundation получит в ней 26% долей, а Microsoft, инвестирующая в OpenAI с 2019 года, — 27% и эксклюзивные права на использование технологий компании до 2032 года. А уже в следующем году разработчик ChatGPT планирует подать заявку на проведение IPO. Оценка компании при размещении предварительно может составить беспрецедентный $1 трлн.

А вот капитализация Nvidiа, на чипах которой основана вся революция искусственного интеллекта, на этой неделе уже преодолела отметку в $5 трлн. Это особенно примечательно, если иметь в виду, что предыдущую круглую отметку — $4 трлн — компания перешла всего 78 дней назад.

Тому, как обе компании представляют свое будущее, на что ставят и во что верят, мы посвятим следующий выпуск нашей «Технорассылки», которая выйдет уже в выходные.

А пока в нашем новом телеграм-канале для инвесторов можно ознакомиться с последними квартальными результатами бигтехов, которые продолжают поддерживать ралли на рынках — вера инвесторов в искусственный интеллект пока оказалась сильнее давления всех вместе взятых торговых и геополитических рисков.

Зачем Wildberries скупает все подряд

Крупнейший российский маркетплейс Wildberries теряет долю рынка, но, видимо, сохраняет веру в себя. За последний месяц компания вошла в режим «вижу цель, не вижу препятствий», купив по очереди: ингушский аэропорт, косметическую сеть «Рив Гош», одного из крупнейших туроператоров, долю в почте Узбекистана, а еще — нацелившись на покупку агрегатора такси «Ситимобил». Рынок безуспешно гадает, в какую стратегию могут вписываться все эти сделки.

ЭТО ОСЕТИНСКАЯ

Интервью с Константином Кругловым — создателем «Алисы» и бывшим вице-президентом «Сбера»

Круглов стоял у истоков российского искусственного интеллекта: работал в «Яндексе», где запустил колонку «Алиса», а потом возглавил SberDevices. Через несколько дней после начала войны он уехал из России и отказался от гражданства. Сейчас Круглов живет в Лондоне и развивает стартап Aiphoria, создающий голосовых AI-агентов для бизнеса. В интервью Елизавете Осетинской (признана в РФ иноагентом) он рассказал, как устроены большие технологии изнутри, передает ли «Алиса» разговоры спецслужбам и что, по его мнению, ждет российский AI под санкциями.

САНКЦИИ

«Лукойл» выбрал Gunvor

Результатом последних нефтяных санкций Дональда Трампа станет одна из крупнейших сделок с российскими активами за всю современную историю — «Лукойл» на этой неделе объявил, что продает свои зарубежные активы, стоимость которых компания оценивала в $19 млрд. Покупатель нашелся всего за неделю (хотя, скорее всего, компания готовилась к санкциям заранее). Им стал международный трейдер Gunvor — компания, одним из основателей которой был миллиардер и друг Владимира Путина Геннадий Тимченко. Сейчас Gunvor формально официально никак не связана с Россией, но история этой связи богата — рассказываем главное.

ИНВЕСТИЦИИ

Активисты возвращаются: пять компаний с потенциалом роста

Когда инвестфонды перестают быть пассивными акционерами и начинают влиять на стратегию компании, это способно сдвинуть котировки так же сильно, как удачный отчет или новый многообещающий продукт. Таких инвесторов называют активистами. Сейчас количество их интервенций бьет рекорды: только за третий квартал они инициировали 61 кампанию по всему миру, добиваясь смены руководства, продажи непрофильных активов и пересмотра бизнес-моделей.

Цель одна — повысить эффективность своих «жертв» и раскрыть их акционерную стоимость. Некоторые из вмешательств уже приносят заметные результаты. Так, под давлением крупнейшего в мире активистского фонда Elliott Investment Management PepsiCo начала пересматривать продуктовый портфель и даже изменила позиционирование своего самого продаваемого снека в США — чипсов Lay’s. О том, где искать инвестиционные возможности в новой волне активизма и в каких компаниях еще есть надежда на апсайд, — рассказываем в последнем выпуске рассылки для инвесторов.

США И КИТАЙ

Кто выиграл от перемирия Трампа и Си

Дональд Трамп и Си Цзиньпин на этой неделе провели долгожданную встречу в Южной Корее и за два часа сумели договориться об экономическом перемирии сроком на год. Оба лидера отложили применение мер, слухи о которых в последние недели циркулировали как о следующей ступени на лестнице эскалации. Можно смотреть на это как на постепенное начало нормализации, но эксперты из западных деловых изданий не очень оптимистичны: они полагают, что главные противоречия не преодолены и даже исполнение достигнутых договоренностей вовсе не гарантировано. И Трамп, и Си известны вольным отношением к собственным обещаниям.

 
 
Петр Мироненко
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2025, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий