пятница, 6 декабря 2024 г.

Экономические итоги года от Путина, Асад теряет Сирию и продолжение грузинских протестов

 
logo2.png
 
Итоги недели
 
Подписаться
 
 
6 декабря 2024 Веб-версия
 

Экономические итоги года от Путина, Асад теряет Сирию и продолжение грузинских протестов

 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Владимир Путин и российские экономические чиновники закрыли год, выступив на форуме «Россия зовет!». По привычке власти на таких площадках пытаются изображать видимость присутствия иностранных инвесторов, но попытки эти выглядят все более карикатурно. Главной содержательной частью выступления Путина стало ритуальное подтверждение мандата доверия ЦБ, попавшего при ставке 21% под атаку крупного бизнеса и близких к правительству экономистов-дирижистов. Но с некоторыми оговорками.

О чем говорил Путин

Международный инвестиционный форум «Россия зовет!», который проводит ВТБ, — второе по значимости после Петербургского форума экономическое событие в России. Правда, как и ПМЭФ, теперь форум трудно называть международным и инвестиционным: скорее это еще одна площадка для встреч власти и крупного бизнеса.

В первый военный год, в декабре 2022 года, форум не проводили. В прошлом году речь по привычке шла все еще о «привлечении в отечественную экономику зарубежных инвестиций», а Путин начинал с этого свое выступление. На этот раз он лишь в самом конце пригласил «зарубежных партнеров» присоединиться к усилиям «государства, общества и бизнеса в укреплении экономического суверенитета».

Выступление Путина было почти полностью, за вычетом уже ритуальных жалоб на Запад (в том числе речь шла о «ненадежных» партнерах, ушедших из России, и о заморозке российских активов), посвящено внутреннему положению в экономике страны. И это неудивительно — за год экономическая изоляция России только усилилась. Внешнеторговые операции находятся под постоянным давлением вторичных санкций, платежи затруднены, ограничения для банковской системы усилились, притока иностранных инвестиций нет.

Путин привычно сыпал позитивными цифрами — роста ВВП («по итогам года будет 3,9%, а может быть и 4%») и низкой безработицы (2,3% — новый рекорд после державшихся четыре месяца 2,4%). Но он отметил и высокую инфляцию (8,8% в годовом выражении, находится «на достаточно высоком уровне», сказал Путин).

Почему рост ВВП и низкая безработица только обманчиво хороши, The Bell объяснял уже не раз (1, 2). Прежде всего это признак перегрева экономики, накачанной военными деньгами. На 2025 год ЦБ прогнозирует рост ВВП уже на уровне 0,5–1,5%, в 2026 году — 1–2%. Безработица 2,3% — следствие дефицита рабочей силы, отвлеченной бурно растущим ВПК и войной. Отсюда и диспропорциональный уровню производительности рост зарплат, и рост издержек бизнеса, вынужденного закрывать затраты кредитами.

На двух неприятных цифрах — инфляции и ослаблении рубля (о фундаментальных его причинах мы писали здесь) — Путин подробно не останавливался. Рекордную ключевую ставку президент тоже содержательно не комментировал.

При этом Путин подтвердил мандат доверия ЦБ, который, подняв ставку до 21%, оказался под огнем критики, а крупный бизнес даже предложил частично подчинить Центробанк правительству. Путин поручил ЦБ сдерживать инфляцию, чтобы «избежать перекосов ключевых макроэкономических параметров и разбалансировки отдельных отраслей», и подтвердил, что функции правительства и Центробанка должны быть разграничены. В качестве уступки Путин сказал, что делать это ЦБ должен не сам, а в тесной координации с правительством. Правительство, в свою очередь, должно продолжать стимулировать рост, хотя и стремиться к сбалансированному бюджету.

Таким образом, перед финансовыми властями Путин ставит трудновыполнимую задачу — снизить инфляцию при росте предложения денег за счет роста выпуска и производительности труда, что сложно в условиях санкций.

Русские деньги вместо иностранных

Форум прошел почти без иностранцев. Судя по отобранным кремлевской пресс-службой вопросам из зала, на форуме присутствовали получиновники из Китая и Ирана, работающие и живущие в России бизнесмены из Индии и Турции и не назвавший себя одинокий немец. Личность немца удалось установить по фото — в начале 2010-х он работал директором по персоналу российского подразделения розничной сети Media Markt, а после этого открыл в России фэмили-офис с не очень понятным назначением. Никому из тех, кто хотя бы в теории мог обеспечить России инвестиции, микрофон не достался.

Впрочем, иностранцев Путин особо и не зовет. Он сказал, что если ушедшие западные и восточные компании надумают вернуться, то специально им закрывать вход не будут, но и специальных условий на рынке, где их ниши уже заняты, никто предоставлять не собирается. Надежда остается на деньги граждан, чье благосостояние повысилось за год с лишним бюджетного стимулирования. Путин в своем выступлении поставил цель привлечения их средств на фондовый рынок. Впрочем, он ее ставил и в прошлом году. Тогда он анонсировал запуск программы долгосрочных сбережений граждан через добровольные накопления в частных фондах. Объем этих средств в течение 2024 года должен был составить не менее 250 млрд рублей. Однако на 1 ноября, по словам самого Путина, привлечено всего 145 млрд рублей. О почти половинном отставании от прошлогодней цели Путин предсказуемо не упомянул. Впрочем, как и в прошлом году, обещал, что эта сумма достигнет 1% ВВП в 2026 году.

Отвечая на один из вопросов после подготовленной речи, Путин посетовал на ненадежность вложений в финансовые инструменты других стран, сказав, что более надежными оказываются вложения «в образование, в науку, в новейшие технологии, в недвижимость». Вряд ли это можно считать рекламой вложений в ценные бумаги даже внутри страны.Путин, тем не менее, призвал компании размещаться на бирже. Если в прошлом году он делал упор на небольшие компании роста, то теперь уже обращался к крупному бизнесу, в первую очередь государственному, намекнув, что доступность субсидированных бюджетом кредитов будет зависеть от готовности к публичному размещению. Оно, как Путин верно сказал, предусматривает финансовую прозрачность. Непонятно, как этого можно добиться при расширении дозволений не раскрывать финансовые показатели для защиты от санкций.

Что мне с этого?

В услових растущей финансовой изоляции Россия все больше будет рассчитывать только на себя. Задачи перед финансовыми властями ставятся разумные, но едва ли выполнимые. Притока иностранных инвестиций больше не ждут, не надеются больше и на возвращение иностранных компаний. Россия, как следует из выступления Путина и его ответов на вопросы, больше не зовет.

Авторы статьи — научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Александра Прокопенко и приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр.

ВОЙНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Асад теряет Сирию

Ослабленный отвлечением российских сил на Украину режим Башара Асада в Сирии внезапно оказался под угрозой падения. Воспользовавшись разгромом второго союзника Асада, ливанской «Хезболлы», в войне с Израилем, исламисты из движения «Хайят Тахрир аш-Шам» перешли в наступление, захватили крупнейший в Сирии город Алеппо и важнейший узел на пути к Дамаску, Хаму. После этого они оказались в шаге от того, чтобы отрезать российские военные базы в Тартусе и Хмеймиме от столицы.

Что происходит

Наступление противников Асада из исламистского движения «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) началось в конце ноября — в тот же день, когда в Ливане вступило в действие перемирие между «Хезболлой» и Израилем. «Хезболла», как и покровительствующий ей шиитский Иран — главные союзники Асада, чья семья принадлежит к алавизму, направлению ислама шиитского толка. Противники Асада — сунниты, и им покровительствует главная суннитская сила региона — Турция.

Наступление оказалось неожиданно удачным — проправительственные силы оставляли позиции, не вступая в бой. После того как режим Башара Асада на минувших выходных потерял контроль над вторым городом Сирии — Алеппо, еще оставались надежды, что блицкриг исламистов удастся остановить под Хамой. Но в этот четверг окончательно пал и этот город, а в пятницу отряды «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) подошли с севера уже к Хомсу — следующему крупному городу по пути в Дамаск.


Дорога Алеппо—Хама—Хомс — это ось, на которую нанизаны самые населенные районы Сирии и которая выводит прямо к столице — Дамаску. Хомс — самый стратегически важный пункт, от которого до Дамаска 150 км. Контроль над ним позволит противникам Асада отрезать центральное правительство от моря, верной Асаду алавитской Латакии и российских военных баз на побережье — Хмеймима и Тартуса.

Положение Асада тяжелое. Посольство России в Сирии сегодня рекомендовало россиянам покидать страну коммерческими рейсами. Президент Турции Реджеп Эрдоган выразил надежду, что «марш оппозиции» продолжится «без происшествий», имея целью Дамаск. Российские ВВС наносят удары по силам ХТШ, но в отсутствие сопротивления на земле большого эффекта они не дают и дать не могут. Если дело дойдет до утраты военных баз, которыми Асад де-факто оплатил военную помощь России 10 лет назад, это будет крупнейшим поражением России на Ближнем Востоке. Больше всех от краха режима Асада выиграет Турция, которая сможет надолго решить курдскую проблему в приграничных провинциях. Бегство курдов от резни в Идлибе уже идет полным ходом.

Как так получилось?

Российские провоенные каналы выделяют два главных фактора: низкую боеспособность разложившейся и коррумпированной армии Сирии и удачный момент, когда занятые собственными войнами Россия и Иран не имеют возможности оказать помощь Асаду. «У России нет и не предвидится планов спасать Асада до тех пор, пока его армия без боя оставляет стратегические позиции», — цитирует Bloomberg источник, близкий к Кремлю.

Вторичными факторами военкоры считают низкий уровень российского командования в Сирии, куда «ссылали» генералов с украинского фронта, и непрофильное использование в Украине ЧВК «Вагнер» с сирийским опытом. Кроме того, боевики, в отличие от проправительственных сил, вполне усвоили опыт «СВО» и широко применяют беспилотники.

Что дальше?

Ситуация в Сирии откатывается к состоянию десятилетней давности, когда Россия вместе с верными Асаду силами помогла оттеснить «Аль Каиду» и «Исламское государство» (признаны террористическими в России). Во всяком случае, в сводках фигурируют все те же города. Стоившие немалых вложений военные и дипломатические достижения тем самым обнулены.

Канал «Рыбарь», создатель которого арабист Михаил Звинчук до украинской войны специализировался на Сирии, пишет, что реализуется наихудший сценарий — Хомс долго не протянет. Эксперты Bloomberg дают городу неделю, если под ним удастся организовать хоть какое-то сопротивление, и два дня, если все пойдет как сейчас.

Лидер ХТШ Абу Мухаммад аль-Джулани уже называет себя президентом Сирии, замечает «Рыбарь». И напоминает о том, что войти в Дамаск не прочь и конкуренты ХТШ — антиасадовские силы юга Сирии вместе с ИГ, скорые трения с которыми протурецкой «оппозиции» почти неизбежны. Лучшим из худших для России вариантов будет поход исламистов именно на Дамаск, а не на Тартус.

СОСЕДИ

Протесты в Грузии: власти перешли к репрессиям

Протесты в Грузии против решения властей о приостановке евроинтеграции пошли на вторую неделю: в пятницу был уже девятый день митингов на центральном проспекте Руставели. Несмотря на это, людей в Тбилиси все еще выходит много, но что протестующим делать дальше — непонятно. В среду правящая «Грузинская мечта» перешла в крупномасштабное наступление на оппозицию: в офисах оппозиционных партий прошли обыски, а самый яркий оппозиционный политик, лидер коалиции «За перемены» (стала второй на парламентских выборах с 11% голосов) и глава оппозиционного телеканала Mtavari Ника Гварамия был арестован на 12 суток. Свою роль сыграл и запрет на продажу пиротехники, которая заменяла протестующим оружие. В итоге в пятницу премьер Ираклий Кобахидзе фактически заявил о победе над протестом: «Мы нейтрализовали ресурсы насилия демонстрантов». Пока это еще преувеличение, но кажется, что оппозиция действительно оказалась в тупике: если ей не удастся придумать новые ходы, протест может начать угасать.

ИНВЕСТИЦИИ

Аргентинское чудо

Развивающиеся рынки, как и Европа, считаются проигравшими от победы Дональда Трампа. Главные риски для них — тарифная политика избранного президента и ожидаемый рост курса доллара. На этой неделе индекс развивающихся рынков достиг минимума за почти три месяца. Но из этого правила есть счастливое исключение — индекс аргентинского рынка, который безостановочно растет даже в долларовом выражении с августа. В рассылке «Bell.Инвестиции» рассказываем, с чем связан такой оптимизм инвесторов и от чего зависит будущая доходность аргентинского рынка.

ТЕХНО

Пять книг об искусственном интеллекте

Начался декабрь, а значит, самое время подводить итоги года. Безусловно, главной технотемой в этом году, как и в прошлом, стал искусственный интеллект. Специально для нашей технорассылки мы отобрали пять главных книг об ИИ, вышедших в этом году.

 
 

Редакция The Bell
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2024, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий