суббота, 22 февраля 2025 г.

Чем закончится атака Трампа на Зеленского, что думают рынки о мирных переговорах и как «Яндекс» и «Сбер» проигрывают гонку за искусственный интеллект

 
logo2.png
 
Итоги недели
 
Подписаться
 
 
21 февраля 2025 Веб-версия
 

Чем закончится атака Трампа на Зеленского, что думают рынки о мирных переговорах и как «Яндекс» и «Сбер» проигрывают гонку за искусственный интеллект

 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Дорогие читатели, просим прощения за позднюю отправку рассылки. Она была связана с техническими проблемами на стороне сервиса, через который мы рассылаем письма.

Дональд Трамп взрывает мировой порядок вторую неделю подряд. На прошлой неделе он сенсационно мирился с Владимиром Путиным, а на этой — не менее сенсационно уничтожал Владимира Зеленского, принуждая его подписать договор о передаче США прав на 50% доходов от разработки украинских природных ресурсов. Судя по реакции рынков, к миру нас это не приблизило.

Что происходит

Неделя началась с российско-американских переговоров в Эр-Рияде, которых все ждали, затаив дыхание, но они предсказуемо прошли без особой конкретики. С одной стороны, обе стороны на словах вышли с переговоров довольными и сразу сделали много взаимно приятных заявлений. С другой стороны, они почти ни о чем не договорились, прежде всего о встрече Владимира Путина с Дональдом Трампом, которую Bloomberg успел уже было анонсировать на следующую неделю.

По интонации рассказавшего об этом помощника Путина (а когда-то многолетнего посла в США) Юрия Ушакова можно было сделать вывод, что на переговорах были не только взаимные комплименты. Остается только гадать, возникли ли труднопреодолимые противоречия у переговорщиков или Трамп просто хочет объявить о своей встрече с Путиным сам (в ночь со вторника на среду он все-таки допустил, что встреча может пройти до конца месяца). Единственной пока реальной договоренностью остается восстановление штата дипмиссий — важный символический шаг, но и он пока не оформлен никакими документами.

Но уже через несколько часов о переговорах в Эр-Рияде было забыто — Трамп, выступая перед журналистами в своей резиденции в Мар-а-Лаго, коротко прокомментировав «хорошие переговоры» в Эр-Рияде, впервые обрушился с критикой на Владимира Зеленского. И это оказалось всего лишь началом массированной атаки на президента Украины, к которой подключились все внешнеполитические чиновники американской администрации.

  • В том самом выступлении со вторника на среду Трамп заявил, что разочарован позицией Украины, у которой было три года на переговоры, но она их не вела; что рейтинг Зеленского — 4% (здесь мы разобрали, что это ни при каких подсчетах не может быть правдой); что США потратили на Украину $320 млрд и половина этих денег пошла неизвестно куда; и, наконец, — что в Украине нужно провести президентские выборы. Последнее совпало с появившимся на Fox News сливом: США собираются предложить России и Украине сначала подписать перемирие, потом провести президентские выборы, а уже после этого обсуждать «всеобъемлющее мирное соглашение», о котором постоянно говорит Владимир Путин.
  • На следующий день Трамп поднял градус своей риторики еще выше: он написал про Зеленского в своей соцсети Truth отдельный пост, в котором назвал президента Украины «не слишком успешным комиком» и «диктатором без выборов». «Зеленскому стоит действовать быстрее, иначе у него не останется страны», — пригрозил Трамп, добавив, что он «успешно договаривается об окончании войны с Россией».
  • В пятницу Трамп заявил, что его тошнило от наблюдения за тем, как Зеленский ведет переговоры, и в нынешних встречах с Россией его участие не нужно, поскольку Зеленский «до сих пор плохо справлялся с переговорами».
  • Тему претензий к Зеленскому подхватили подчиненные Трампа. Вице-президент Джей Ди Вэнс заявил, что Зеленский пожалеет о том, что «облил грязью» Трампа. Госсекретарь Марко Рубио сказал, что Трамп справедливо расстроен поведением Зеленского. А помощник президента по национальной безопасности Тим Уолц добавил, что поведением Зеленского расстроен не только Трамп, но и все высшие вашингтонские чиновники — и сам Уолц, и Вэнс, и министр финансов Скотт Бессент, который на прошлой неделе привозил Зеленскому на подпись соглашение, которое должно передать США права на освоение украинских месторождений титана, лития и редкоземельных металлов. США предоставили Украине уникальную возможность получить американские инвестиции в ее экономику и дать ей лучшие гарантии безопасности, на которые она могла претендовать, а Зеленский начал противиться сделке, сказал Уолц. «Они должны сбавить тон, хорошо подумать и подписать сделку», — заключил он.

Почему Трамп нападает на Зеленского

В том, что Трамп агрессивно настроен по отношению к Зеленскому, нет ничего удивительного — у них натянутые отношения еще с 2019 года. Но такого накала они не достигали, пожалуй, никогда. «Для Зеленского и всего мира было бы лучше, если бы он уехал во Францию прямо сейчас», — цитирует газета одного из приближенных Трампа. Конкретных предпочтений преемника в Белом доме нет, утверждает NYP.

Politico и Axios, поговорив с источниками в Белом доме, сделали вывод, что главной причиной гнева Трампа на Зеленского стал его публичный отказ подписать сделку с США — в частности, заявление о том, что президент Украины «не может продавать страну». Зеленский должен был высказать свои возражения в частном разговоре с американскими дипломатами, а вместо этого он «публично нападает на единственную причину, по которой Украина вообще еще существует», — сказал в одном из интервью вице-президент Вэнс. Наконец, сам Трамп в пятницу вечером заявил, что Украина должна подписать соглашение, иначе «с ней будут большие проблемы» (или «у нее будут большие проблемы», как интерпретировали слова Трампа российские официальные СМИ).

Почему Зеленский отказался подписывать соглашение, понять легко. Если верить приведенному WSJ подробнейшему пересказу переговоров о сделке, источник которого близок к Зеленскому, бумагу в таких условиях не подписал бы лидер ни одной страны. Из статьи WSJ, как и из других таких свидетельств, следует, что Скотт Бессент, положив перед Зеленским соглашение, потребовал от него подписать документ немедленно, иначе «в Вашингтоне будут недовольны». На следующих переговорах в Мюнхене с Вэнсом и Марко Рубио Зеленский уже заявил, что соглашение должна одобрить Верховная Рада.

Кроме того, если верить появившемуся на нишевом сайте, но подтвержденному FT и Economist тексту договора, его условия были абсолютно колониальными: речь шла не только о титане, литии и редкоземельных металлах, но и о нефтегазовых ресурсах и инфраструктуре, например портах. США должны были получить не только 50% доходов от разработки месторождений, но и преимущественное право покупки украинского экспорта, а оспаривать положения соглашения можно было только в судах штата Нью-Йорк. Наконец, никакие гарантии безопасности в документе напрямую описаны не были.

Тем не менее, похоже, соглашение все же будет подписано — хотя и непонятно, на каких условиях. В среду Украине была передана некая «улучшенная версия» документа. Что именно принципиально в нем поменялось, до конца не понятно. Источники Axios сказали, что исправлены были несколько не устроивших Украину статей — в частности о разрешении всех споров в суде Нью-Йорка. О том, изменилось ли главное — претензии на $500 млрд в минеральном сырье и 50%-ная доля США в выручке всех сырьевых проектов Украины, информации нет. А поздно в пятницу вечером WSJ сообщил, что соглашение может быть подписано уже в субботу. Его условия так до сих пор и не известны.

Что это значит для переговоров с Россией

Пытаться что-то предсказывать в ситуации, когда главное действующее лицо — Трамп, не лучшая идея. Но один из признаков, по которому можно косвенно судить о вероятности заключения перемирия, — настроение на рынках. Они часто отражают не только ожидания инвесторов, но и крупицы неофициальной информации, которые не могут попасть на ленты новостных агентств.

Признаки оживления спекулятивной активности, связанной с ожиданиями потепления отношений между Россией и США, появились еще в ноябре, когда Дональд Трамп был избран президентом. А после инаугурации и, особенно, начала консультаций между Россией и США инвестиционная идея «заработать на мире» стала одной из важнейших на рынке.Во-первых, существенно подросли вложения в украинские бумаги: индекс WIG-Ukraine Варшавской биржи, объединяющий полдюжины украинских компаний (в основном в агросекторе) с начала февраля вырос на две трети; котировки украинской горнорудной компании Ferrexpo в Лондоне выросли на треть (правда, рост был растерян после того, как Киев объявил о планах ее национализировать); украинские специальные гособлигации (варранты) прибавили больше 20 центов на доллар с момента избрания Трампа.

Во-вторых, выросли и активы, связанные с Россией. Рубль с начала года подорожал к доллару на 13% и вышел в лидеры роста среди валют развивающихся рынков. Индекс Московской биржи вырос на 20%. Акции UC Rusal, чуть ли не единственной крупной российской компании, торгуемой за пределами России, в Гонконге, выросли с момента президентских выборов более чем в полтора раза. Растут и торгуемые паевые фонды ETF, которые вкладывались в Россию и до сих пор не расформированы.

Хороший показатель настроения рынков в отношении России и Украины — бумаги Raiffeisen International, международной банковской группы, активно работающей в обеих странах. С момента американских президентских выборов Raiffeisen подорожал более чем на треть. На ожидании мирного соглашения, за которым последует восстановление разрушенной Украины, растут котировки европейских компаний в сфере строительства инфраструктуры и производства стройматериалов. Растут и котировки компаний, возвращение которых в Россию кажется более вероятным.

Но события последних пары дней развернули тренд. За минувшую неделю украинские бонды растеряли треть роста. Снижаются понемногу котировки Raiffeisen, европейских строителей. Яростная риторика Трампа в адрес Зеленского и почти полное совпадение его на словах с позицией Москвы вызывают у рынка опасения, что мир — гораздо дальше, чем казалось, а яростная риторика Трампа прикрывает отсутствие прогресса на переговорах с Россией и указывает на поиск виноватого.

Что будет дальше

Не будем пытаться предсказывать — ситуация может стремительно измениться в любую сторону. Никаких предметных договоренностей между Россией и США еще нет, а риторика Трампа в адрес Зеленского может развернуться на 180 градусов, если тот подпишет соглашение о разделе природных ресурсов. Но попытки американской администрации быстро добиться какого-то мирного соглашения будут продолжаться.

При участии Александр Коляндра, приглашенного научного сотрудника Центра анализа европейской политики (CEPA)

ТЕХНО

Как «Яндекс» и «Сбер» проигрывают гонку за искусственный интеллект

«Яндекс» и «Сбер» одними из первых в мире начали разрабатывать большие языковые модели, которыми сейчас занимаются все участники гонки за лидерство в сфере искусственного интеллекта. Обе российские компании начали тестировать свои наработки еще до того, как OpenAI выпустила свой ChatGPT, и уж тем более — задолго до того, как основатель китайского DeepSeek Лян Вэньфэн взялся собирать свою команду ученых. «Сбер» еще в 2020 году выпускал модели семейства RuGPT, а «Яндекс» с 2021 года учил сервис «Балабоба» генерировать тексты с помощью модели YaLM. Но теперь российские игроки в мировом соревновании в сфере ИИ как будто не участвуют: по итогам прошлого года их модели лишь немногим превзошли GPT-3.5, которую OpenAI выпустила еще в конце 2022-го. Почему так вышло и значит ли это, что Россия уже проиграла гонку за искусственный интеллект? Рассказывает автор нашей технорассылки Валерия Позычанюк.

ВЫБОРЫ В ГЕРМАНИИ

Правые против ультраправых

В это воскресенье в Германии пройдут внеочередные парламентские выборы, по итогам которых в стране сменится власть — место социал-демократов и Олафа Шольца почти наверняка займут правоцентристы из ХДС, а новым канцлером станет их лидер Фридрих Мерц. Но главная интрига выборов — какой уровень влияния на ситуацию они дадут крайне правым и крайне левым, выступающим за прекращение военной поддержки Украины и нормализацию отношений с Россией. О том, чего ждать от Мерца и что может ему помешать, мы рассказываем здесь.

СИГНАЛЫ

Возвращение блудных инвесторов

Никакие переговоры о прекращении войны всерьез еще даже не начались, снимать с России санкции тоже никто не торопится, но это не мешало российским чиновникам всю неделю посылать сигналы сбежавшему из страны западному бизнесу о том, что двери назад открыты. В пятницу к ним подключился и Владимир Путин, высказавшийся в том духе, что правительству уже пора проработать механизм возвращения в страну иностранных компаний — но так, чтобы это возвращение ненароком не навредило развернувшемуся в России импортозамещению.

К многочисленным новостям с громкими заголовками вроде «Mastercard и Visa вернутся в Россию» надо относиться с большой осторожностью: в подавляющем большинстве случаев это просто оптимистичные заявления российских чиновников, которым указали играть в потепление отношений с США, и заказные статьи на нечистоплотных сайтах. В реальности большинство компаний ничего не будут планировать до того, как переговоры между Россией и США приведут к какому-то официальному результату.

Но есть уже и некоторые настоящие новости. В частности, главный исполнительный директор французской Renault Лука де Мео не исключил возвращения группы в Россию — то есть обратного выкупа национализированного «АвтоВАЗа» (у французской компании есть соответствующий опцион). «Думаю, лучше смотреть в будущее, чем догонять прошлое, — но мы люди бизнеса, — сказал де Мео FT. — Когда вы видите бизнес-перспективу, ее нужно ловить». Будет ли компания реализовывать опцион, Лука де Мео не сказал: «все меняется слишком быстро». Но добавил, что возвращение в Россию — не такой приоритет Renault, как запуск новой линейки электромобилей и гибридов.

Существует и альтернативный подход. Например, глава итальянского Unicredit (вместе с австрийским Raiffeisen это один из двух крупных банков, которые до сих пор не ушли из России) заявил, что мирное урегулирование, напротив, поможет Unicredit быстрее уйти из страны — в этом случае у банка будет больше шансов получить рыночную цену при продаже российских активов.

ИНВЕСТИЦИИ

Три столпа Трампа

Кроме окончания войны и новых войн в сфере торговли от Дональда Трампа ждут дерегулирования. При Джо Байдене федеральные агентства выпускали новые правила беспрецедентными темпами: за четыре года было принято 284 так называемых «экономически значимых правила». Это создало серьезную нагрузку на бизнес и спровоцировало волну судебных разбирательств. Попытка реформировать работу западных государств может быть «потенциально больше, чем революция Рейгана-Тэтчер» 1980-х годов, утверждает известный экономист Джон Кокрейн из Стэнфордского университета. В рассылке для инвесторов разбираем, какие отрасли и отдельные компании могут выиграть от обещанного Трампом дерегулирования.

 
 
Петр Мироненко
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2025, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий