пятница, 14 марта 2025 г.

Итоги недели переговоров, что будет, когда закончится ФНБ и Александр Баунов у Елизаветы Осетинской

 
logo2.png
 
Итоги недели
 
Подписаться
 
 
14 марта 2025 Веб-версия
 

Итоги недели переговоров, что будет, когда закончится ФНБ и Александр Баунов у Елизаветы Осетинской

 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Ситуация в американско-российско-украинских переговорах о перемирии за неделю в очередной раз перевернулась. Украинцы на переговорах с США в Саудовской Аравии согласились на 30-дневное перемирие без дополнительных условий. Представитель Дональда Трампа Стив Уиткофф отвез это предложение в Москву, где встретился с Владимиром Путиным, — но быстрых результатов это предсказуемо не дало. Одновременно США впервые применили к России санкционное давление — но о полноценном ужесточении санкций речь пока не идет.

  • Представители Украины, приехавшие на переговоры с американцами в Джидде со своими требованиями (перемирие только в воздухе и на море с предварительным обсуждением гарантий безопасности для Украины), легко дали себя уговорить на американское предложение 30-дневного перемирия без дополнительных условий. О чем еще договорились и на какие уступки России склоняли представители США Украину, известно не так много. Из содержательного есть только заявление неназванного украинского дипломата, который в четверг на закрытом брифинге сказал, что на переговорах не обсуждался вывод украинских войск с территорий Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей, которые сейчас не оккупированы Россией (это входит в максималистский набор требований Владимира Путина). Но главное для Украины — США разблокировали предоставляемую ей военную помощь и снова стали делиться разведывательной информацией.
  • Уже через полтора дня, в четверг днем спецпредставитель Трампа по Ближнему Востоку Стив Уиткофф (спецпредставителя по Украине Кита Келлога отстранили от переговоров предположительно по просьбе Кремля) прилетел в Москву. Перед его встречей с Владимиром Путиным российская сторона ясно дала понять, что пойдет на перемирие, только если ей удастся выгодно сторговаться об условиях. Но готов ли Путин на реально приемлемый для Украины компромисс, так никто и не понял. С чем Уиткофф вышел из Кремля, тоже толком неизвестно до сих пор — стороны уже сутки наперебой заявляют (1, 2, 3) об осторожном оптимизме, но содержательной информации о позиции Путина в американской прессе не появилось. Если она так и не появится, то следующей остановкой, которая будет свидетельствовать о продвижении переговоров, вероятно, станет разговор Владимира Путина с Дональдом Трампом, о необходимости которого высказались уже оба.
  • Накануне визита Уиткоффа США сделали первый при Трампе шаг в сторону ужесточения санкций (до сих пор Трамп только продлял старые). Минфин не продлил действие исключения, позволявшего иностранным покупателям российской нефти оплачивать ее через крупнейшие санкционные банки («Сбер», ВТБ и другие). Это должно усложнить торговлю российской нефтью, но пока не похоже, что нанесет по ней настоящий большой удар — Россия за три года хорошо научилась выстраивать обходные схемы оплаты экспорта (в том числе с помощью криптовалют) и импорта, а сколько на самом деле проходило нефтяных денег через попавшие под новые ограничения банки, неизвестно.
  • Россия тоже не теряла времени зря — пока США ссорились и мирились с Украиной, российским войскам удалось освободить захваченный ВСУ еще прошлым летом райцентр Суджа и почти полностью выдавить украинцев из Курской области. Вопреки популярному мифу, пауза в американской военной помощи и предоставлении разведданных здесь ни при чем — проблемы ВСУ в Курской области стали накапливаться задолго до скандала в Овальном кабинете, а главной из них была не разведка или боеприпасы, а логистика. Владимиру Путину взятие Суджи дало возможность покрасоваться в военной форме и заявить по телевизору о важной победе, которая может логически подвести зрителя и к перемирию, если о нем действительно договорятся.

Что мне с этого?

Мир теперь живет по принципам Дональда Трампа — все очень быстро и ничего не понятно. Кажется, за эту неделю вероятность договоренности о перемирии в Украине выросла — но пока мы не узнаем позицию Владимира Путина, мы не поймем, возможна ли она вообще.

ДЕНЬГИ

Что будет, когда закончится ФНБ

Один из козырей Владимира Путина на переговорах о перемирии в Украине — декларируемая готовность продолжать войну сколь угодно долго, пока Запад не предложит ему выгодные условия. Но хватит ли у России денег? Ликвидная часть главного резервного Фонда национального благосостояния (ФНБ) уже упала до уровня 2019 года, сократившись за три года войны более чем вдвое. Но это не означает, что национальные сбережения на грани исчезновения или что у России заканчиваются деньги.

Что происходит

Ликвидная часть ФНБ, то есть средства фонда в юанях, золоте и рублях, составила на 1 марта 3,39 трлн рублей ($39 млрд по текущему курсу), или чуть более 1,5% прогнозируемого на 2025 год ВВП. Это в 2,6 раза меньше, чем было накануне войны, — на 1 февраля 2022 года ликвидная часть ФНБ составляла 8,8 трлн рублей.

Сокращение ликвидной части ФНБ — постоянная пища для прогнозов о скором исчерпании Россией средств на ведение войны, неминуемом и скором банкротстве российского государства и кризисе. Но, не отрицая растущих рисков российской экономики, говорить о кризисе на основе данных о ФНБ не приходится. На это есть несколько причин.

Во-первых, и с чисто финансовой точки зрения все не настолько плохо. В ближайшее время ликвидная часть ФНБ должна вырасти на 50% — в фонд еще не зачислены причитающиеся ему деньги от нефтегазовых сверходов за 2024 год, а это примерно 1,4 трлн рублей, которые будут переведены на счета ФНБ до конца лета.

Во-вторых, средства ФНБ нужны не столько для финансирования бюджетных расходов (хотя бывают и исключения), сколько для выравнивания влияния фискальных операций правительства на экономику (как это устроено, мы объясним ниже). Исчерпание ликвидной части ФНБ — не трагедия, оно уменьшит возможности финансовых властей реагировать на неожиданности, от значительного и длительного падения доходов от нефти до вынужденного резкого увеличения расходов бюджета.

Как это работает

До войны в основу российской бюджетной политики было положено так называемое бюджетное правило, ограничивавшее государственные расходы в сытые годы и поддерживающее их в годы голодные.

Правило делило доходы бюджета на нефтегазовые, подверженные колебаниям цен, и ненефтегазовые, зависящие от темпов роста экономики. При планировании бюджета на следующий год устанавливался объем базовых нефтегазовых доходов бюджета, определявшийся принятой директивно «ценой отсечения». В последней довоенной версии бюджетного правила, принятой в 2017 году, эта цифра определялась как $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года. Каждый год цена отсечения повышалась на 2%, и в 2022 году она составляла $44,2 за баррель.

Все валютные нефтегазовые поступления свыше базовых считались дополнительными («сверхдоходами»), которые должны были поступать в ФНБ. Правительство скупало эту валюту на рынке и направляло в фонд. Расходы бюджета можно было повышать только при росте ненефтегазовых доходов.

Таким образом, увеличивая спрос на доллары, власти удерживали рубль от чрезмерного укрепления и убирали из бюджета лишние рубли, сдерживая рьяных до трат чиновников. Правило работало и в обратную сторону — при падении нефтяных цен и снижении доходов власти продавали валюту из ФНБ, что удерживало рубль от чрезмерного ослабления и создавало на счетах государства рубли, которые переводились в бюджет для компенсации недостающих нефтяных доходов. При этом ФНБ запрещено было использовать для финансирования дефицита бюджета, но можно было — на инвестиционные проекты.

С началом войны все изменилось. В 2022 году прежнее бюджетное правило было приостановлено, и дополнительные нефтегазовые доходы было решено направлять на финансирование резко возросших расходов бюджета. Дополнительных доходов в том году было много — из-за высокой цены на нефть их общий объем за 10 месяцев 2022-го составил 4,8 трлн рублей. После этого правительство изменило принцип определения дополнительных нефтегазовых доходов и смягчило ограничения на расходование ФНБ, что дало бюджету в 2023 и 2024 годах еще около 4,5 трлн рублей.

Что теперь

В теории исчерпание ФНБ возможно при резком и длительном снижении цен на нефть или укреплении рубля без роста нефтяных доходов. Бюджет на 2025 год сверстан исходя из средней цены Urals $70 при курсе доллара 96,5 рублей. Это должно обеспечить бюджету 11 трлн рублей нефтегазовых доходов, из которых около 1,8 трлн рублей будут дополнительными и должны быть зачислены в ФНБ. При нынешней цене на нефть $60 за баррель Urals и курсе доллара 86 рублей бюджет недосчитается около 2 трлн рублей из запланированного — то есть ФНБ просто не будет пополнен. Даже если правительство при таких условиях все же решит потратить из фонда запланированный 1 трлн на инвестиции, в нем все равно останутся средства.

Собственно, даже если бы весь фонд был потрачен на компенсацию недостающих нефтегазовых доходов или на инфраструктурные проекты, это все равно не означало бы банкротства российской экономики — дефицит бюджета не настолько велик, чтоб его нельзя было покрыть относительно безболезненными заимствованиями.

Однако совсем без ФНБ правительству было бы неудобно. Наряду с бюджетным правилом операции с ликвидной частью фонда остаются для власти главным и единственным способом влияния на валютный курс — политически важный индикатор. С этой точки зрения сохранение «живых» денег на счетах ФНБ важно.

Конечно, есть еще более простой способ — просто отказаться от принятых сейчас относительно рыночных способов определения курса и его сглаживания. Но пока нет никаких признаков того, что в Москве кто-то это всерьез рассматривает, — нынешняя курсовая политика и бюджетное правило заработали очки за вклад в обеспечение устойчивости системы в 2022–2024 годах.

Если нефтегазовые доходы резко и надолго упадут, то у властей есть и альтернативные способы пополнения ликвидной части ФНБ. Можно, например, продать что-то из неликвидной части фонда, в которую, например, входит контрольный пакет акций Сбербанка. Это приведет к снижению общего объема фонда «на бумаге», но даст иструмент влияния на курс. Еще более простым способом был бы перевод на счета ФНБ части золотовалютных резервов — даже без учета замороженных на Западе активов это почти 30 трлн рублей ($350 млрд), то есть почти в 10 раз больше, чем осталось на счетах ФНБ к 1 марта. Это позволило бы продолжать выравнивать колебания доходов и сглаживать валютные скачки.

Что мне с этого?

Слухи о катастрофической перспективе исчерпания ФНБ и следующего из этого бюджетного и финансового кризиса России сильно преувеличены. При прочих равных ФНБ хватит еще на несколько лет, да и когда он закончится, трагедии не случится. Угроза бюджету и экономике — в резких непредвиденных событиях, долгосрочном снижении цен на нефть и долгих, не подкрепленных доходами бюджетных расходах. Ни одну из этих угроз ликвидная часть ФНБ, ее пополнение или исчерпание не могут ни реализовать, ни предотвратить.

Автор статьи приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA), экономический аналитик Александр Коляндр.

ЭКСКЛЮЗИВ

Вернуться не готовы

После внешнеполитического разворота Дональда Трампа российские чиновники ведут себя так, как будто возвращение западных компаний в Россию — неизбежность и из желающих вернуться уже выстроилась очередь. Деньги, конечно, не пахнут, а память у инвесторов, как известно, короче, чем у всех остальных. Но мы все-таки решили проверить, как обстоят дела на самом деле, и направили запросы о желании вернуться в Россию в 60 крупнейших западных компаний, ушедших из страны после начала войны. Положительно не ответила ни одна. Подробности — здесь.

«ЭТО ОСЕТИНСКАЯ»

Александр Баунов на канале «Это Осетинская»

Жить в истории — то еще развлечение. Осмыслить происходящее стало небанальной задачей, но хорошо, что есть люди, которые с этим справляются блестяще. Елизавета Осетинская (признана иноагентом) неделю назад поговорила с одним из главных российских экспертов-международников — бывшим дипломатом, старшим научным сотрудником Берлинского центра Карнеги Александром Бауновым. Обсудили, почему Америка отказывается от своей привычной роли и перестает стоять «на страже демократии», получится ли у Европы забрать это первенство, почему Трамп пасует перед Глобальным Югом, кому он мстит после первого срока, чем они похожи с Путиным и чего ждать от начавшихся мирных переговоров.

ТЕХНО

Как США пытаются вывести из игры криптобиржу из башни «Федерация»

На прошлой неделе власти США решили попытаться добить скандально известную криптобиржу Garantex с обменниками в башне «Федерация». Стейблкоины на 2,5 млрд рублей на кошельках биржи были заблокированы, а ее домены — арестованы. В последнем выпуске технорассылки рассказываем об истории и загадках этого феномена российского крипторынка: биржа, которая не раз становилась предметом расследований, обвинялась в отмывании и открыто нарушала санкции, тем не менее продолжала работать.

ИНВЕСТИЦИИ

Где инвесторам искать защиту от торговых войн Трампа

Инвесторы, верившие в пользу для рынков от избрания Дональда Трампа, уже и сами не рады. На этой неделе рынок ушел в коррекцию: до небольшого пятничного отскока падение S&P 500 превышало 10% за 16 торговых сессий. Это седьмая по скорости коррекция за без малого 100 лет, причем еще два рекорда из этих семи тоже были установлены в президентство Трампа — в 2018 и 2020 годах. С февральского пика компании S&P 500 утратили уже $5 трлн капитализации, в антилидерах — Tesla и Adobe.

Главная причина — опасения, что внешнеторговая политика Дональда Трампа похоронит и мягкое приземление, и экономический рост. Настроения инвесторов, которые надеялись на дерегулирование и снижение налогов при Трампе, продолжают ухудшаться из-за перспектив торговой войны. Мы нашли закрытый отчет Goldman Sachs, изучили, что пишут другие эксперты, и рассказываем, почему рынок падает, при каких условиях он начнет восстанавливаться и в каких акциях можно пересидеть волатильность.

РЕПРЕССИИ

Суд и голодовка Варданяна

Через 23 дня после начала своей второй голодовки в заключении в Азербайджане бывший российский гражданин, владелец известной компании «Тройка Диалог» и госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян решил ее приостановить. Власти Азербайджана задержали Варданяна после взятия Карабаха, когда он вместе с остальными жителями непризнанной республики пытался покинуть ее. Голодовку Варданян держал в знак протеста против несправедливости судебного процесса. Рассказываем, за что судят его и других армян в Азербайджане.

 
 
Редакция The Bell
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2025, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий