НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ МАЛКОВОЙ ИРИНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА МАЛКОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ. 18+
Чем дальше продвигаются переговоры между Россией, США и Украиной, тем меньшей кажется вероятность перемирия. После нового раунда в Саудовской Аравии стороны заявили, что договорились о перемирии на Черном море — по сути о реанимировании умершей в 2023 году «зерновой сделки». Но сразу выяснилось, что даже этой скромной договоренности нет: Россия в ответ потребовала снятия санкций, которые США даже технически не смогут снять в одиночку. Украина тем временем пытается не поссориться с США из-за новой редакции соглашения о природных ресурсах, а Европа — обсуждает отправку в Украину миротворцев, на которую никогда не согласится Кремль.
Перемирие с условиями
Уже после последнего разговора Дональда Трампа с Владимиром Путиным было ясно, что от переговоров делегаций в Саудовской Аравии многого ждать не придется. Многого не обещал и состав российской делегации, которую возглавляли бывший замминистра иностранных дел Григорий Карасин и генерал ФСБ Сергей Беседа — человек, отвечавший за информирование Путина о ситуации в Украине накануне вторжения.
Сам формат «встречи экспертных групп» исключал значимое продвижение в переговорах — предполагалось, что они договорятся о шагах по воплощению в жизнь не таких уж и прорывных договоренностей Путина и Трампа: «перемирия на Черном море» (де-факто — возрождения действовавшей в 2022–2023 годах зерновой сделки) и моратория на удары по энергетическим объектам.
Но результаты оказались хуже, чем ожидавшееся «стороны договорились продолжить консультации». По итогам встречи Россия и США в четверг выпустили противоречащие друг другу заявления. В американском релизе сказано, что стороны договорились об «обеспечении безопасности судоходства в Черном море», при этом США «будут способствовать возвращению российского экспорта сельхозпродукции и удобрений на мировой рынок, снижению для него цен на международные страховки и упрощению доступа к портам и инструментам торгового финансирования. В российском — что договоренности в части Черного моря вступят в силу только после того, как США ослабят или снимут целый ряд санкционных ограничений. Санкции снять предложено:
- с Россельхозбанка и иных финансовых организаций, задействованных в обеспечении операций по международной торговле продовольствием (в том числе рыбопродукцией) и удобрениями, их подключения к SWIFT, открытия необходимых корреспондентских счетов;
- с операций торгового финансирования;
- с компаний-производителей и экспортеров продовольствия (в том числе рыбопродукции) и удобрений, а также на работу страховых компаний с грузами продовольствия (в том числе рыбопродукции) и удобрений;
- на обслуживание в портах судов и санкций с судов под российским флагом, задействованных в торговле продовольствием (в том числе рыбопродукцией) и удобрениями;
- поставки в Россию сельскохозяйственной техники, а также иных товаров, задействованных в производстве продовольствия (в том числе рыбопродукции) и удобрений.
Двусмысленные требования
Список российских условий вызывает множество вопросов как о способах принятия решений в Кремле, так и о видении Кремлем мира в целом.
Во-первых, экспорт ни российской сельхозпродукции, ни удобрений под существенные санкции не подпадает. ЕС неоднократно пытался ограничить экспорт удобрений из России, но опасения роста цен на еду в бедных странах оказывались сильнее. Быстро растут и поставки российских удобрений в сам ЕС — в одном только 2024 году они выросли на 33%, до €2,2 млрд. Reuters отмечает, что экспорт азотных удобрений, в себестоимости которых 80–90% приходится на газ, заменил России часть газового экспорта в Европу.
Вместе с тем российские экспортеры зерна с начала войны постоянно жалуются на «скрытые санкции» — отказы в предоставлении услуг перевозки, страхования и блокировки платежей. Источник со связями в Кремле объясняет его логику именно этими «скрытыми санкциями»: если стороны договорились об обеспечении перемирия на море, нельзя, чтобы у Украины в результате оказались лучшие торговые условия по сравнению с Россией, которая ограничена именно в части платежей, страховок и международной логистики.
То же самое касается требования снять ограничения на поставки сельскохозяйственной техники, а также иных товаров, задействованных в производстве продовольствия и удобрений. Разные сегменты сельского хозяйства на 70–90% зависят от поставок из-за рубежа оборудования, кормовых добавок, ферментов, ветеринарных препаратов и вакцин, средств защиты растений, семенного материала — но есть одно «но»: ничто из этого под санкции не попало. Возможно, составители списка надеялись расширить номенклатуру импорта и снизить контроль за чем-то важным, что можно проводить как сельхозтехнику, но что может быть использовано в других отраслях.
Во-вторых, загадочно выглядит четырехкратное упоминание российской рыбы. Ее импорт США запретили еще в марте 2022 года — но закон определяет страну происхождения по месту конечной переработки, и российский минтай и другая рыба поступают в США через китайские фабрики. Россия продолжает наращивать экспорт минтая, иваси, хека и других рыб по всему миру, включая ЕС.
В-третьих, странно выглядит и очевидно главный для Москвы параграф — о снятии санкций и переподключении к SWIFT Россельхозбанка. Открытие необходимых корреспондентских счетов в США и выведение банка за санкции — объяснимое желание, которое Вашингтон мог бы удовлетворить. Но вернуть банк в SWIFT США просто не могут: штаб-квартира системы располагается в Бельгии, а сама она подчинена «большой десятке» мировых центробанков плюс ЦБ Евросоюза и Бельгии.
Зачем это России?
Если в Кремле понимают, что США не смогут выполнить все условия из списка, то российские требования говорят о том, что Москва избрала тактику, которую от нее и ждали, — затягивания переговоров, при которых можно продолжать войну, укрепляя диалог с внезапно ставшей дружественной Америкой. Всегда, правда, есть вероятность, что авторы списка (это мог быть Минсельхоз) могут и не понимать его невыполнимость. Внешнеполитически же список понятен и направлен на получение очередных очков в глазах стран «Глобального Юга» в награду за усилия по стабилизации цен на продовольствие.
Включение в список вопроса о переподключении Россельхозбанка к SWIFT может быть и попыткой проверить, насколько США действительно имеют влияние на Евросоюз, предполагает эксперт-международник Владимир Фролов. О том, что именно таково целеполагание Москвы, сегодня написал со ссылкой на источников, близких к Кремлю, Bloomberg. Пока позиция у ЕС предельно жесткая: комментируя выставленные Россией условия, в Брюсселе сказали, что для того, чтобы Европа просто начала обсуждать снятие санкций, Россия должна полностью вывести войска со всей международно признанной территории Украины.
Главное содержательное желание Кремля тоже понятно — вывести за периметр санкций хотя бы один крупный госбанк, Россельхозбанк. Если с него снимут американские санкции и разрешат открывать корреспондентские счета в США, то, даже если санкции всех остальных стран останутся на месте, через Россельхозбанк можно будет торговать в долларах, что снизит и издержки, и неопределенность, и риск санкций против банков-посредников во внешней торговле.
Реакция США на требования России пока непонятна. Госсекретарь Марко Рубио сказал лишь, что Вашингтон внимательно изучает условия Москвы, а министр финансов Скотт Бессент дипломатично заявил в эфире Fox News, что «на столе все варианты», а потом стал рассуждать о том, что в случае чего Трамп ужесточит санкции, не моргнув глазом.
Украина и соглашение о ресурсах
Киев вступает в новые сложные переговоры с Вашингтоном с риском опять поссориться с Трампом. В конце прошлой недели американцы передали украинцам новую редакцию соглашения об участии США в освоении природных ресурсов и инфраструктурных проектах в Украине — еще более жесткую, чем прежнюю. Неофициально в Киеве ее называют «грабежом» и готовят юридически обоснованный ответ со своими контрпредложениями.
Владимир Зеленский в пятницу уже заявил, что Украина не согласится с ключевым пунктом плана — о том, что затраты США на военную поддержку Киева должны рассматриваться как долг, который Украина будет выплачивать за счет отчислений в фонд. Сумму этих затрат Дональд Трамп, напомним, оценивает в $350 млрд. Зеленский добавил, что не подпишет соглашение и в том случае, если оно помешает вступлению Украины в ЕС — а это может оказаться так, потому что нынешняя версия документа фактически дает США право вето на любой инфраструктурный проект, который затеет украинское правительство. Тем не менее пока Зеленский говорит о соглашении с осторожностью — Украина официально получила документ только в пятницу и теперь будет изучать с юристами.
Европа и миротворцы
Европейские союзники Украины, хотя в переговорах о перемирии не участвуют, активно обсуждают свои действия в том случае, если перемирие все же будет достигнуто, — то есть отправку в Украину европейских миротворцев. В четверг в Париже прошел очередной саммит «Коалиции желающих» из 30 стран, которую французский президент Эмманюэль Макрон и британский премьер Кир Стармер собирают для координации новых увеличенных военных расходов и создания будущего миротворческого контингента.
Там обо многом тоже договориться не удалось, хотя Макрон и заявил, что часть стран согласилась с идеей отправить в Украину войска, а часть — предоставить воздушные или морские силы, хотя часть и отказалась. «У нас нет единогласной поддержки, но она нам и не нужна», — сказал он. Помимо финансовых соображений, европейские правительства пугает перспектива отправлять войска в зону потенциальных боевых действий без гарантий поддержки США.
Что будет дальше
Пока ситуация движется по пути от плохого к худшему — то есть в сторону эскалации конфликта, считает собеседник The Bell со связями в Кремле. Каждый из участников переговоров живет в своем мире, и все по отдельности плохо друг друга слышат, а ключевые вопросы — гарантии безопасности Украине и гарантии нерасширения НАТО, которых требует Россия, предметно никто сейчас даже не обсуждает, перечисляет он. Так, на европейский контингент в Украине Путин, по мнению собеседника The Bell, не согласится, а других вариантов решения проблемы с гарантиями Украине пока никто не выдвинул.
Переговоры в нынешнем формате, когда Кремль играет с Трампом в игру «на истощение», выдвигая разные условия и требования, могут продолжаться долго, говорит Владимир Фролов. Перемирие, при котором в Украину отправятся европейские миротворцы, — идея, которая нравится Трампу, с самого начала говорившему, что безопасность послевоенной Украины — европейская задача. Но для Путина это было бы стратегическим поражением — поэтому Россия будет отказываться от прекращения огня, пока эта тема не будет снята с рассмотрения, писал Фролов в недавней статье в Forbes.
Пока Путин выдвигает только все более максималистские требования — в четверг вечером с борта атомной подводной лодки он пригрозил «уже не додавить, а добить» Украину, ввести там внешнее управление и намекнул на то, что не готов вести переговоры не только с Зеленским, а и ни с кем из нынешних украинских властей.
При участии Александр Коляндра, приглашенного научного сотрудника Центра анализа европейской политики (CEPA)
ИНВЕСТИЦИИ
Где искать спасения от Трампа
Американские рынки падают, инвесторы нервничают, а аналитики пересматривают прогнозы. Причина — новая торговая война, которую начал Дональд Трамп, и связанные с этим неопределенность в экономике и массовый выход инвесторов из рисковых активов. Goldman Sachs уже снизил прогноз роста американской экономики, а банки один за другим ухудшают оценки для фондового рынка. Morgan Stanley ожидает падения S&P 500 на 5% в первой половине года, а RBC Capital Markets уже понизил прогноз по индексу. Авторы рассылки «Bell.Инвестиции» нашли список компаний, в которые в текущей ситуации рекомендует вкладываться Goldman Sachs, а заодно — выбрали и проанализировали перспективы трех самых привлекательных из них.
Какое будущее у искусственного интеллекта?
На этой неделе специально для подписчиков платной версии «Bell.Инвестиций» мы провели вебинар о том, какое будущее ждет искусственный интеллект. На ваши вопросы почти два часа отвечали:
- Григорий Сапунов — PhD в AI, сооснователь и технический директор компании Intento, создающей AI-агентов для локализации бизнеса. Занимается разработкой ИИ и технологий машинного обучения уже больше 20 лет, ведет телеграм-канал с обзорами научных статей о нейросетях.
- Михаил Ягудин — сооснователь «Самоцветов», группы самых точных прогнозистов в мире, и консалтингового бюро Arb Research, основная работа которого связана с ИИ. Соавтор нескольких исследований, посвященных ИИ и машинному обучению.
Нам самим очень понравилась встреча, и мы получили от вас много хороших отзывов. Чтобы не пропустить следующий вебинар, подписывайтесь на «Bell.Инвестиции». Подписчики этой рассылки смогут участвовать в будущих встречах бесплатно. Спасибо!
БИЗНЕС
Арест Мошковича
Впервые за три года войны в России задержан миллиардер из первой сотни списка Forbes — владелец агрохолдинга «Русагро» и знаменитой школы «Летово», Вадим Мошкович. Ему предъявлены обвинения по классической бизнесовой статье — «Мошенничество в особо крупном размере». Суд не стал принимать предложенный защитой бизнесмена залог в 1 млрд рублей, а вместо этого отправил его на два месяца в СИЗО. Дело связано с корпоративным конфликтом, разгоревшимся после покупки Мошковичем холдинга «Солнечные продукты», совладельцем которого некогда был спикер Госдумы Вячеслав Володин, а крупнейшим кредитором — Россельхозбанк, наблюдательный совет которого возглавляет вице-премьер Дмитрий Патрушев. Все, что известно о деле, мы рассказали здесь.
ЭКОНОМИКА
Только 8% эмигрантов вернулись в Россию за год с лета 2023 года
После начала войны с Украиной из России уехали сотни тысяч россиян, большинство — высококвалифицированные кадры. Российские власти держатся за версию о том, что большинство из тех, кто «испугался» в самом начале, в итоге вернулись. К концу третьего года войны о том, что утечка мозгов из России сменилась на приток, начали писать и зарубежные СМИ. Но, как показывает последнее исследование проекта OutRush, авторы которого прицельно занимаются изучением миграции россиян после начала войны, ежегодно возвращаются лишь около 6–8%, но приблизительно столько же уезжают, поэтому суммарные показатели сильно не меняются.
ТЕХНО
Как VK оказалась на грани банкротства
VК с 2022 года стабильно входит в топ самых убыточных российских компаний. Помочь ей выбраться из финансовой ямы должна была прошлогодняя блокировка YouTube, ведь именно VK должна была заменить американскую платформу. Но что-то пошло не так. На прошлой неделе VK поразила рынок своими прошлогодними результатами: за позитивными цифрами из пресс-релиза скрывались почти 100 млрд рублей годового убытка и новость о выпуске новых акций объемом в полтора раза больше текущей капитализации компании. Эта допэмиссия должна спасти VK от банкротства, но кому повезет выступить в роли спасателя — пока непонятно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий