НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
Дональд Трамп едва не обрушил глобальную экономику пошлинами против всего мира, и только после обрушения фондового рынка и критики Уолл-стрит взял паузу на 90 дней — но торговая война США и Китая только обостряется. Россия — одна из немногих стран, против которых пошлины вводиться не будут, но Москва готовится бороться с последствиями торговой войны Вашингтона и Пекина. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала изменения в мировой торговле «значительным риском»: тарифные войны могут привести к замедлению мировой экономики и, как следствие, вероятному падению спроса на российскую нефть. Значит ли это, что российскому бюджету грозят серьезные проблемы?
Цены на нефть идут вниз
Тарифные войны Трампа в сочетании с неожиданным разворотом ценовой политики ОПЕК+ отправили цены на нефть в глубокое падение — еще 1 апреля баррель Brent стоил под $75, а к 9 апреля падал до $59 — это самый низкий показатель с февраля 2021 года. Так на рынках энергоносителей сказались опасения относительно замедления темпов роста мировой экономики. В пятницу Министерство энергетики США резко понизило прогноз по спотовой цене Brent на 2025 год — с $74,2 до $67,87. При этом надо учитывать: средняя цена российской нефти ниже, чем североморского эталона, — в среднем российская нефть примерно на $10 дешевле Brent.

Падение произошло после того, как США и Китай обострили торговую войну: президент Трамп ввел новые жесткие тарифы против десятков стран, включая 104%-ные пошлины на многие китайские товары. В ответ Китай резко повысил свои собственные тарифы на американские товары — до 84% с 10 апреля. Европейский союз также одобрил тарифы на американские товары на сумму около $21 млрд (€23,2 млрд). В то же время решение ОПЕК+ о наращивании добычи нефти быстрее, чем ожидалось, увеличило риск переизбытка предложения.
Пока Дональд Трамп отложил введение тарифов для большинства стран мира на 90 дней, но это только добавляет рынкам неопределенности. Кроме того, торговая война с главным покупателем российских энергоресурсов, Китаем, только обостряется.
Как готовятся российские власти
Экономические власти в России эта ситуация не застала врасплох. Еще в прошлом году они не исключали падения нефтяных цен и усиления фрагментации глобальной экономики. Такая картина описывается в «рисковом» сценарии Банка России, впервые опубликованном в августе 2024 года — за три месяца до победы Трампа на выборах.
В этом сценарии описывается нарастание мировой деглобализации на фоне ухудшения отношений между Китаем и США. Мировой экономический кризис может быть сопоставим по масштабам с кризисом 2007–2008 года, предупреждает ЦБ. Тогда мировой ВВП сократился на 1,3%, а глобальные потери от обесценения активов в финансовом секторе, по оценкам МВФ, составили порядка $4,1 трлн. Из них более $2,7 трлн пришлось на банки США и Европы.

Этот рисковый сценарий, при котором цены на нефть устойчиво падают до $50 за баррель Brent и ниже, существенно меняет картину российской экономики. По версии ЦБ, она должна столкнуться с усилением санкционного давления, ограничивающего экспорт, а дисконт на российские товары на мировом рынке должен расшириться. Из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений потенциальный уровень российской экономики снизится, а темпы ее роста замедлятся.
На фоне падения сырьевых цен и при сохранении текущих параметров бюджетного правила правительство будет вынуждено активнее использовать ликвидную часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) для смягчения шока. «При таком темпе расходов существует риск исчерпания ликвидных средств ФНБ уже в 2025 году», — спрогнозировали в ЦБ.
Кроме того, торговая война существенно повышает риск роста долларовой инфляции, а значит, и долларовых ставок. Это, вместе со снижением доходов от экспорта сырья, может сократить потенциал снижения ставки Банком России — проще говоря, ставка будет оставаться на высоком уровне долго. Стоимость заимствований для Минфина для финансирования дефицита бюджета будет высокой, а это может еще больше замедлить рост российской экономики, который и так в этом году ожидается наполовину меньше, чем в прошлом.
В случае реализации рискового сценария ЦБ ожидает сокращения российского ВВП в 2025 году на 3–4%, а в 2026-м — еще на 1–2%. Объемы антикризисной поддержки экономики будут меньше, чем раньше, из-за более жестких внешних ограничений. К восстановительному росту 2–3% экономика вернется только в 2027 году. В этих условиях правительству придется пересматривать бюджетное правило, считают в ЦБ: прогноз предполагает постепенный переход к базовой цене нефти в $40 за баррель к 2027 году по сравнению с нынешними $60. Это решение будет означать снижение уровня базовых нефтегазовых доходов, которые можно направлять на расходы бюджета.
А как сейчас?
Нефтегазовые доходы составляют примерно треть всех поступлений в российский федеральный бюджет. В 2025 году Минфин планировал собрать 10,94 трлн рублей нефтегазовых доходов при средней цене на российскую нефть $69,7 за баррель и среднем курсе доллара 96,5 рубля. Но уже с начала года фактические значения оказались ниже прогнозных: по подсчетам Минэкономразвития, в январе Urals стоила $67,7, в феврале — $61,7, а в марте опустилась до $59 за баррель. В апреле, если ситуация не изменится, цена будет еще ниже.
Дополнительно в моменте на бюджет давит укрепившийся курс национальной валюты. С середины февраля курс держится ниже отметки 90 рублей за доллар, слабо реагируя на снижение объема продаж валютной выручки экспортерами. Вероятно, это сигнал ослабляющегося спроса и, как следствие, снижения импорта.
Ранее Минфин предупреждал: если цена нефти останется ниже $60, дефицит бюджета превысит плановый уровень 0,5% ВВП и может увеличиться до 1% ВВП. Для финансирования разницы правительство, как и в последние годы, вероятно, обратится к средствам ФНБ. Это будет неприятный сюрприз. При планировании текущего бюджета Минфин исходил из более благоприятной конъюнктуры и закладывал, что в 2025 году использовать ФНБ для покрытия дефицита не придется.
Впрочем, пока риски для бюджета все еще не выглядят значительными. Доходы федерального бюджета в первом квартале составили 9,05 трлн рублей, расходы — 11,2 трлн. Это 2,2 трлн рублей дефицита, или 1% ВВП, — больше годовой нормы. Но в марте бюджет закрылся с положительным сальдо 0,53 трлн рублей. Это значит, что высокие расходы бюджета в первые месяцы, связанные с размещением авансов (мы писали об этом здесь), возвращаются к сезонной норме. Ненефтегазовые доходы растут — за первый квартал они выросли на 11% год к году — это соответствует планам Минфина (рост на 13,7%, до 29 трлн рублей к концу года).
Масштаб давления на российский бюджет в 2025 году будет зависеть от глобальной экономической динамики. В базовом сценарии российские экономические власти исходят из умеренного замедления роста мирового ВВП (в том числе замедления экономики Китая до уровня не выше 4% в год — пока это укладывается в новые прогнозы крупнейших инвестбанков) и снижения цены на российскую нефть с $70 за баррель в 2024 году до $65,5 за баррель к 2027 году.
Если мировая экономика избежит рецессии, то среднегодовая цена нефти, скорее всего, останется выше текущих значений. В этом случае отклонение от базового сценария Минфина окажется умеренным, а фискальная «боль» — ограниченной. Если же мир пойдет по пути кризиса, то некоторые смягчающие обстоятельства для России тоже возможны. С одной стороны, падение спроса снизит мировые цены на нефть. С другой — при снижении рыночной цены дисконт на российскую нефть также может сократиться, что позволит частично компенсировать потери. Кроме того, глобальный кризис способен ослабить международную поддержку Украины, чего последовательно пытается добиться Москва.
Что мне с этого?
Прогнозировать из сегодня, каким будет ущерб российской экономике от торговой войны, затруднительно, поскольку неясен ее исход. Уровень неопределенности в части развилок глобальной экономики хорошо отражается в высокой волатильности рынков и, соответственно, цен на нефть. Но надо помнить: для российского бюджета важна не стоимость нефти в моменте, а на каком уровне она закрепится после периода высокой волатильности. Если динамика цен на нефть будет такой, как прогнозирует ЦБ, то российский бюджет ждет исчерпание резервов уже в 2025 году и бюджетная консолидация с сокращением государственных расходов станет неизбежной. Если среднегодовая цена на нефть сложится около $60 за баррель, то бюджет просто получит меньше денег, но выполнит план по базовым доходам. Но это означает, что бюджетная консолидация встанет на повестке дня в 2026 году.
Автор статьи — научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Александра Прокопенко
ПЕРЕГОВОРЫ
Четыре с половиной часа с Путиным
Стоило нам вчера пожаловаться, что российско-американские переговоры выродились в «составление дорожной карты возвращения российской дипломатической собственности в США», как ход событий немного ускорился. В Россию уже в третий раз прилетел спецпредставитель Трампа по Ближнему Востоку Стив Уиткофф. В пятницу вечером он провел в переговорах с Владимиром Путиным 4,5 часа. Договорились ли о чем-то, пока не известно.
Зато Reuters узнал, что Уиткофф сказал Трампу на прошлой неделе, после встречи с главой Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым: самый быстрый путь к перемирию — признать российский суверенитет над Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областями Украины, которые Россия считает своими, но контролирует только частично и захватывать военным путем будет еще годы. Присутствовавший на встрече спецпредставитель по Украине Кит Келлог, по данным Reuters, высказался резко против, отметив, что Киев никогда на это не согласится. Трамп никаких решений принимать не стал.
ТОРГОВАЯ ВОЙНА
Как будут воевать Вашингтон и Пекин
90-дневная пауза Трампа в тарифной войне коснулась всех, кроме Китая: противостояние США со всем миром превратилось в противостояние с Пекином. Си Цзиньпин не собирается сдаваться, и на этой неделе обе стороны делали симметричные враждебные шаги едва ли не каждый день. Итоговые ставки — 125% со стороны Китая и 145% со стороны США — утратили экономический смысл, превратившись по сути во взаимную декларацию неготовности уступать. Экономические СМИ пытаются осмыслить ситуацию и представить, что будет дальше. Мы пересказываем главное.
ВЕБИНАР
Инвестиции в эпоху Трампа
Ситуация на рынке напоминает американские гонки. Мы решили, что лучшей помощью нашим читателям сейчас будут разговоры с профессионалами, поэтому специально для подписчиков рассылки «Bell.Инвестиции» мы запускаем серию специальных вебинаров для частных инвесторов.
Первая встреча пройдет уже в следующую пятницу. 18 апреля в 18:00 (CET)/19:00 (мск) приглашаем вас на разговор со Стивеном Дашевским, исполнительным директором D&P Advisors, портфельным менеджером с 30-летним опытом работы на финансовых рынках.
В декабре мы уже устраивали вебинар со Стивеном — и тогда он предупреждал о многих рисках, которые теперь реализуются на наших глазах. В следующую пятницу поговорим о том, как развивается ситуация с торговыми пошлинами США и Китая, где можно найти активы, которые помогут пройти период высокой неопределенности, как составить устойчивый к потрясениям портфель и что глобально изменилось со 2 апреля для инвесторов. Как всегда, у вас будет возможность задать нашему гостю свои вопросы. С нетерпением ждем встречи!
ИНВЕСТИЦИИ
Защитные металлы
Стоимость золота сегодня достигла очередного рекордного максимума, поднявшись до $3255 за унцию: инвесторы бегут в защитные активы из-за неопределенности, связанной с торговыми войнами. Goldman Sachs в закрытом отчете для клиентов писал, что в стрессовых сценариях золото может превысить $4,2 тысячи за унцию к концу 2025 года.
О других прогнозах относительно других металлов и о трех компаниях, которые могут заработать на росте цен на металлы, рассказываем здесь.
ТЕХНО
Самые дорогие жертвы тарифной войны
Одними из главных жертв «Дня освобождения» станут американские бигтехи, так старавшиеся наладить отношения с Дональдом Трампом до и после его победы на выборах. Первые дни тарифной войны стоили им почти $2 трлн капитализации, и, возможно, это только начало. В последнем выпуске технорассылки разбираем, как пошлины скажутся на самых дорогих компаниях мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий