пятница, 13 июня 2025 г.

Война между Израилем и Ираном и ее последствия для России, первое крушение Dreamliner и Telegram под прицелом

 
logo2.png
 
Итоги недели
 
Подписаться
 
 
13 июня 2025 Веб-версия
 

Война между Израилем и Ираном и ее последствия для России, первое крушение Dreamliner и Telegram под прицелом

 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

На Ближнем Востоке началась по-настоящему серьезная война: Израиль нанес удар по ядерным объектам Ирана и ликвидировал иранскую военную верхушку. Иран ответил ракетными ударами по Тель-Авиву, но пока не похоже, что противник способен нанести Израилю серьезный ущерб. В Кремле в этой ситуации следят за ценами на нефть — на новостях они скакнули на 7%, но для того, чтобы помочь российскому бюджету, цены должны оставаться повышенными долго, а для этого пока видимых предпосылок нет.

Что произошло

Израиль атаковал иранские ядерные объекты в ночь на пятницу, когда этого никто не ждал — накануне в СМИ распространялась информация, что удар может быть нанесен в воскресенье. Ответный ракетный залп Ирана последовал через сутки, и его результаты были примерно такими же, как при предыдущих ударах в апреле и октябре 2024 года. Перегруз израильского ПВО позволил единицам из ста выпущенных ракет долететь до Тель-Авива, но удалось ли им нанести какой-то ущерб, пока непонятно. В предыдущие разы не удавалось.

Израилю удары позволили добиться следующего:

  • Ликвидирована верхушка военного руководства Ирана. По сообщению Reuters, ссылающегося на «источники в регионе», погибло не менее 20 генералов. Среди них командующий КСИР Хоссейн Салами, начальник Генштаба ВС Мохаммад Багери и командующий военно-космическими силами КСИР Али Хаджизаде.
  • Поражены ключевые объекты ядерной программы Ирана (карта) и десятки военных производств. Оценки степени поражения расходятся — так, Израиль утверждал, что ключевому подземному заводу в Натанзе с реактором и центрифугами для обогащения урана нанесен значительный ущерб, Иран это отрицал. Но повторный удар по предприятию уже нанесен.
  • Ликвидировано до 10 ученых, ведущих ядерную программу Ирана. Представитель Организации по атомной энергии Ирана, впрочем, заверил, что работы по программе продолжатся.
  • Ударами по руководству и техсредствам дезорганизована ПВО Ирана как система. Во всяком случае даже иранская сторона не сообщала ни об одном сбитом самолете израильских ВВС. По версии властей Израиля, в атаке были задействованы 200 самолетов и 330 средств поражения, в том числе трудносбиваемые аналоги российских «Кинжалов», и это не считая диверсионных действий и ударов беспилотников с территории самого Ирана. «Вынос» ПВО позволит Израилю спокойно проводить доразведку и продолжать удары по объектам ВПК.
  • В итоге удар выглядит как парализующий — он как минимум не уступит «пейджерной атаке» спецслужб Израиля на проиранскую «Хезболлу». Новые заявления Ирана о переходе Израилем всех красных линий и неограниченном ответе не стоит воспринимать слишком всерьез: признаки дезорганизации командования налицо.

Насколько Израилю удалось притормозить ядерную программу Ирана, сейчас оценить трудно. Уничтожить сотни килограмм уже наработанного в стране высокообогащенного урана сложно, а вот раз за разом срывать его обогащение до оружейного с помощью атак на каскады центрифуг и их энергоснабжение — возможно.

Почему именно сейчас?

Решительный удар по иранским ядерным объектам — операция, которая готовилась десятилетиями, но до сих пор израильское руководство не решалось на такой уровень эскалации. Но к лету 2025 года обстоятельства сложились так, что Израиль смог себе это позволить. Теракты 7 октября 2023 года радикализировали израильское общество и руководство, обмен ракетными ударами в 2024 году подорвал возможности иранского ПВО, иранские прокси из «Хезболлы» разгромлены, а администрация Дональда Трампа, хотя и не одобрила нынешний удар, в целом намного более лояльно относится к действиям Израиля, чем администрация Байдена.

Важнейшим фактором стало быстрое продвижение иранской ядерной программы — страна подошла очень близко к возможности создания оружия. Израиль назвал состояние программы к лету 2025 года «точкой невозврата». Похоже, это близко к истине. В конце мая Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) опубликовало отчет, в котором обвинило Иран в многочисленных нарушениях собственных обязательств по ограничению производства компонентов ядерного оружия. В отчете говорилось, что Иран накопил уже более 400 кг урана, обогащенного до 60% (оружейное обогащение — 90%). При условии дальнейшего обогащения этого хватит на девять ядерных зарядов. Накануне израильской атаки МАГАТЭ впервые за 20 лет официально объявило Иран нарушителем обязательств по договору о нераспространения ядерного оружия.

Непосредственной причиной, толкнувшей израильское руководство к тому, чтобы ударить по Ирану именно сейчас, мог стать запланированный на воскресенье, 15 июня, новый раунд американско-иранских ядерных переговоров. Как пишет FT, американские чиновники в последние дни говорили европейским коллегам, что считают, что в этом раунде есть хорошие шансы договориться о сделке, но ее условия не понравятся Израилю. Израильское руководство относилось к переговорам Дональда Трампа с Ираном со скепсисом, считая, что сделка не остановит иранскую ядерную программу, но свяжет Израилю руки.

Сможет ли Иран ответить?

Стратегические позиции Ирана резко ослабли после потери главного антиизраильского союзника, «Хезболлы», и базы операций шиитских группировок в асадовской Сирии. Израиль, наоборот, получил буфер в Сирии и Ираке. Чисто военный ответ Ирана, таким образом, сводится к атакам беспилотниками и баллистическими ракетами.

Всего у Ирана около 1–2 тысяч баллистических ракет; в ходе первого ответа в пятницу было выпущено всего около ста ракет. Непонятно, сколько пусковых установок выведены из строя сегодняшними диверсиями «Моссада». По опыту октябрьских атак Ирана израильская ПВО способна перехватить большинство целей при плотном налете до 200 единиц.

У Ирана есть убийственная экономическая опция — блокада Персидского залива (точнее, Ормузского пролива), через который идет четверть мирового экспорта нефти. Блокада регулярно всплывает в кризисных прогнозах мирового рынка энергоносителей (обычно в сочетании с нефтью по $100 или даже по $250), но практически ее риски не поддаются адекватной оценке — и непонятно, какими в таком случае будут действия США. Усилить беспокоящие действия против судоходства в Красном море могли бы и другие иранские прокси — йеменские хуситы.

Мировая реакция

Кроме религиозного лидера Ирана аятоллы Хаменеи («сионистский режим уготовил себе горький и болезненный конец»), однозначно осудили атаку Израиля Россия, ближневосточные страны (включая Саудовскую Аравию), Турция и Китай. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выразила обеспокоенность и призвала стороны к сдержанности и немедленной деэскалации.

Главный же союзник — США — знал о планах Израиля и даже подыгрывал его руководству, написал сегодня Axios с израильских источников. Публично администрация США в последние недели демонстрировала очень прохладное отношение к возможному удару и, наоборот, горячее желание заключить ядерную сделку (контекст The Bell объяснил здесь). В реальности же ближневосточный союзник США получил четкий «зеленый свет», пишет издание. Целью было якобы заставить иранское руководство поверить в то, что атака не является предопределенной, и не эвакуировать ключевых ученых и военных, ставших в итоге ее целями.

Следуя этой версии, идея комплексной атаки на ядерный, ракетный и противовоздушный потенциал Ирана была принципиально одобрена еще после ракетного удара Ирана по Израилю в октябре 2024 года. Приказ о разработке отдал премьер Биньямин Нетаньяху, получив от разведки данные о реальной близости Ирана к созданию атомной бомбы и строительстве нового защищенного ядерного объекта.

В пятницу сам Дональд Трамп прямо подтвердил, что знал об операции и «очень успешная атака» не стала для него неожиданной. «Я говорил другой стороне: у вас 60 дней на [ядерную] сделку, — сказал Трамп. — На 61-й день их атаковали... Им надо было пойти на сделку, и они все еще могут, пока у них хоть что-то осталось». Ранее США предостерегли Иран от ударов по американским объектам на Ближнем Востоке и дали понять, что «лучшего в мире» американского оружия у Израиля хватит и без прямого вмешательства из-за океана.

Как долго все продлится?

По информации The Wall Street Journal, операция Израиля распланирована на ближайшие 14 дней. Пока иранское ПВО не пришло в себя, никаких военных причин прекращать ее нет.

Примечательно, что Израиль в первой волне не трогал энергетические объекты. Но и сообщения об ультиматуме Израиля («если они позволят нам уничтожить их ядерные объекты без жесткого ответа, мы оставим их нефтеперерабатывающие заводы нетронутыми») остались неподтвержденными. Российские провоенные каналы подхватили этот нарратив, сделав вывод, что в ближайшие дни Ирану придется выбирать между настоящей войной и капитуляцией.

Ближе к вечеру появились сообщения, что Израиль пригрозил ударами по НПЗ в ответ на запуск ракет по своим городам.

Что мне с этого?

Как всегда, главные последствия ближневосточного кризиса для России лежат в плоскости цен на нефть. И, как всегда, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ранним утром в пятницу, сразу после израильского удара по иранским объектам, фьючерсы на нефть Brent скакнули на 13%, но к вечеру рост сократился до 7,5%, и баррель Brent торговался по $75.

Для Кремля это, конечно, прекрасные новости, но что-то более существенное, чем моральное удовлетворение, российскому бюджету они принесут только в том случае, если цены останутся на этом уровне надолго.

Низкие цены на нефть весны 2025 года определялись ростом предложения нефти, подстегиваемого решениями ОПЕК+, на фоне замедления роста мировой экономики. Пока в этом балансе спроса и предложения ничего не изменилось. Чисто военного шока, учитывая наработанное трейдерами за последние полтора года спокойствие по отношению к ближневосточным новостям, недостаточно, чтобы развернуть цены. Другое дело, если дойдет до закрытия Ормузского пролива — но в это нефтяной рынок пока не верит. Меньшее, но тоже заметное влияние на нефтяные цены могут оказать возможные атаки Израиля на иранские НПЗ.

КАТАСТРОФА

Крушение первого Dreamliner

В четверг днем по местному времени Boeing 787 Dreamliner авиакомпании Air India вылетел из аэропорта Ахмедабада на западе Индии рейсом на Лондон. Вскоре после отрыва пилоты подали аварийный сигнал, после чего связь прервалась. Полет продлился около 30 секунд — самолет успел набрать высоту 290 метров. На видео последних секунд полета экипаж все еще пытается набрать высоту, но самолет проваливается — скорее всего, из-за недостатка скорости — и врезается в обеденный зал общежития местного мединститута, в котором как раз проходил обед. Крушение унесло жизни 241 пассажира, только одному удалось спастись. Катастрофа может войти в десятку крупнейших в истории по числу погибших, а для Boeing 787 она стала первой за 14 лет коммерческих полетов. Для американского авиаконцерна это новый удар — причины катастрофы пока неизвестны и вовсе не обязательно связаны с конструкцией самолета, но акции Boeing за два дня упали больше чем на 6%.

ТЕХНО

Telegram под прицелом

В последнем выпуске технорассылки мы рассказали все, что удалось узнать о появлении в России нового национального мессенджера. Есть риск, что он призван будет заменить в стране сверхпопулярные WhatsApp и Telegram, чей владелец Павел Дуров с прошлого года находится под подпиской о невыезде во Франции. Последнее обстоятельство, вероятно, должно расстраивать российские власти вообще и спецслужбы в частности, ведь телеграмом в России пользуются буквально все — от депутатов и губернаторов до министерств и ведомств. И как раз на этой неделе вышло громкое расследование издания «Важные истории» (признано иноагентом) о связях Telegram с ФСБ. Для мессенджера, который построил весь свой имидж на том, что принципиально отказывается от сотрудничества с силовиками, обвинение звучит убийственно. В том, что все это значит на практике, мы разбирались здесь.

ТОРГОВАЯ ВОЙНА

Перемирие с Китаем

Дональд Трамп на этой неделе торжественно (капслоком) объявил, что «сделка с Китаем готова» — осталась отмашка с его стороны и от председателя КНР Си Цзиньпина. Согласованы поставки редкоземельных магнитов из Китая в США и «того, о чем мы договорились» из США в Китай, включая прием китайских студентов. «Мы получим общую пошлину в 55%, Китай в 10%», — утверждает Трамп. О том, что все это значит на практике и стоит ли надеяться на скорое разрешение конфликта с другими ключевыми торговыми партнерами США, мы рассказываем здесь.

ИНВЕСТИЦИИ

Ядерная перезагрузка

Американская ядерная энергетика переживает второе рождение из-за бума ИИ и необходимой для него инфраструктуры. Коммунальные предприятия фиксируют взрывной рост потребления электроэнергии и нехватку стабильных источников генерации. Сделка Constellation Energy и Meta стала поворотным моментом: теперь технологические корпорации готовы брать на себя долгосрочные контракты, фактически спасая своими контрактами атомные реакторы от банкротства вместо местных властей. Рассказываем, кто выиграет от этого сдвига.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как Meta, Microsoft и Amazon подогревают интерес к ядерной энергетике
  • Три публичные компании, которые уже выигрывают от этого тренда:
  • компания, заключившая контракты на поставку электроэнергии сразу с двумя бигтехами — Meta и Microsoft
  • партнер Amazon в области финансирования передовых малых модульных реакторов
  • энергоснабженец облачных гиперскейлеров и игрок с самыми большими и устойчивыми дивидендами в отрасли.
 
 
Петр Мироненко, Сергей Смирнов
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2025, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий