НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+
На будущей неделе Банк России в предпоследний раз в этом году проведет заседание по учетной ставке. И данные, и риторика указывают, что даже ожидание снижения на 100 базисных пунктов — до 16% — может оказаться слишком оптимистичным. ЦБ зажат между все более явным структурным замедлением экономики, которое требует снижения ставки для оживления кредитования и спроса, и по-прежнему высокой инфляцией, не дающей этого сделать. К этому добавляется рост цен на топливо, вызванный украинскими атаками на НПЗ.
Что происходит
Высокая ставка ЦБ, вызванная все еще высокой инфляцией (в сентябре составила 0,34%, или 7,98% в годовом выражении), — одна из главных причин замедления роста российской экономики. Факт торможения, мало отличающегося от стагнации, признает и само российское правительство. В начале месяца Министерство экономического развития в прогнозе и таблицах к бюджету на 2026 год сократило ожидания роста ВВП: в 2025 году он должен составить 1% вместо 2,5%, в 2026-м — 1,3% вместо 2,4%. Мы уже писали о наших сомнениях в реальности и этого прогноза, основанного на стабильных ценах нефти и отсутствии значимых санкций.
Теперь свои прогнозы пересмотрел и Международный валютный фонд. Причем если для большинства стран и мира в целом ожидания в новом прогнозе пересмотрены в сторону увеличения, то российские — в сторону снижения. Мировая экономика адаптируется к новым политическим мерам и торговым пошлинам, отрицательный эффект которых был частично сглажен новыми торговыми соглашениями и снижением учетных ставок мировыми ЦБ, пишет МВФ в свежем World economic outlook. Это заставило фонд увеличить прогноз роста мирового ВВП с прежних 3% до 3,2%. В странах с развитой экономикой рост должен составить около 1,5%, а в развивающихся странах — чуть выше 4%.
Но Россия — чужая на этом празднике: МВФ снизил ожидания роста российской экономики до 0,6% в 2025 году против 0,9% в июльском прогнозе. Ожидания роста на 2026 год оставлены неизменными — на уровне 1%. Это ниже и среднемирового уровня, превзойти который традиционно требует от России президент Путин, но даже и ниже роста в еврозоне, с печальными результатами которой Кремль любил сравнивать российские успехи в минувшие два года. Конечно, скептики могут припомнить МВФ его панический сценарий обвала российской экономики в 2022 году, который не оправдался. Но в этот раз в прогнозах анемичного роста едины все — как в России, так и за ее пределами.
Это ставит Банк России между Сциллой замедляющегося роста и Харибдой по-прежнему высоких инфляционных ожиданий. Аналитики, опрошенные ЦБ в октябре, повысили ожидания по инфляции и ключевой ставке на 2025 и 2026 годы и ухудшили прогноз по росту ВВП на всем прогнозном горизонте. В 2025 году, по их версии, средняя ставка составит 19,2%, в 2026-м — 13,7% (+0,5 п.п. к прежнему прогнозу). Прогноз на 2027 год снижен до 10% (-0,3 п.п.), но повышен на 2028 год — до 9% (+0,5 п.п.).
Не ждут резкого снижения ставки и рынки — в стоимость процентных свопов не закладывается ее понижение на ближайшем заседании, к концу 2025 года инвесторы не ждут ключевую ставку ниже 16%.
Одновременно экономисты, опрошенные ЦБ, укрепили прогнозный курс рубля — если это предсказание сбудется, то это увеличит давление на правительство: ведь для него крепкий рубль означает риск роста дефицита бюджета.
Сигналы правительства и ЦБ
Правительство хотело бы более низкой ставки, чтоб ускорить рост экономики и увеличить объем налогов, а одновременно снизить стоимость заимствований для покрытия дефицита бюджета. А занимать правительству придется. Сейчас оно рассчитывает, что по итогам года объем размещения госдолга составит 6,98 трлн рублей — это значит, что пока план заимствований выполнен чуть более чем наполовину. А значит, рынок будет ждать в последние месяцы года большого объема ОФЗ — и либо он будет требовать более высокой доходности, либо правительству придется размещать так называемые «флоатеры» (облигации, привязанные к ставке), беря на себя тем самым инфляционные риски.
Но Банк России оценивает обстановку консервативно. В недавнем обзоре «О чем говорят тренды» он отметил, что снижение инфляции в летние месяцы «помимо сезонности, пришлось на разовые дезинфляционные факторы, и теперь их действие заканчивается и, напротив, реализуются разовые, но заметные проинфляционные факторы». Хотя регулятор признает усиливающееся замедление роста в третьем квартале, в потребительском секторе он видит рост, вызванный возвращением к росту реальных зарплат. Рост потребительских цен, снизившийся летом, также не смог закрепиться на уровнях августа и остается выше цели.
В целом ЦБ намекает на то, что склоняется к осторожности. «Чтобы снижение месячных темпов роста цен продолжилось в ближайшие месяцы и кварталы, решения по денежно-кредитной политике должны быть выверенными, осторожными и направлены на сохранение такой степени жесткости денежно-кредитных условий, которая позволит закрепить тенденцию к замедлению роста цен и достичь его устойчивого снижения к цели в 2026 году», — говорится в обзоре.
Документу вторит опубликованная на этой неделе академическая статья главных экономистов Банка России Александра Морозова и Андрея Синякова. Они пишут о трех вызовах для денежно-кредитной политики — заякоренных инфляционных ожиданиях, нелинейной связи экономической активности (то есть безработицы) и цен и «шоке предложения». Все три индикатора указывают на то, что политика должна быть осторожной: инфляционные ожидания остаются на высоком уровне, безработица остается на рекордно низких уровнях, несмотря на замедление экономики, а предложенный правительством рост налогов может вызвать «шок предложения». По подсчетам Банка России, повышение НДС приведет к росту инфляции на 0,6–0,8 процентных пункта в первые зимние месяцы.
Из текста следует, что авторы считают: даже простого снижения инфляции до целевого уровня 4% после двухлетнего периода бурного роста российской экономики может быть недостаточно для устойчивости цен и ослабления денежной политики. Переводя с «центробанковского языка», снижение инфляции оказалось неустойчивым, замедление экономики не охладило цены и инфляционные ожидания в достаточной степени для того, чтоб агрессивно снижать ставку.
Что мне с этого?
Вероятно, ставка ЦБ будет оставаться высокой, а кредиты дорогими дольше, чем ожидалось. Причины — структурные, а не временные. Например, вызванный демографией и войной рост зарплат при отсутствии роста экономики. Кроме того, повышение НДС для оплаты военных расходов вызовет единовременный рост инфляции, затормозив снижение ставки. Как следствие, бизнесу придется выживать дольше, правительству занимать дороже, что в целом выльется в период почти нулевого роста при высокой инфляции и ставках. Это и есть стагфляция, о риске которой мы писали больше года назад.
Авторы статьи — научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Александра Прокопенко и приглашенный научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр
СИГНАЛЫ
Трамп покончил с одной войной и принялся за другую
На этой неделе последние двадцать оставшихся в живых израильских заложников группировки «Хамас» наконец вернулись домой. В обмен около двух тысяч палестинцев, содержавшихся в тюрьмах Израиля, были отпущены на свободу. Триумфатором урегулирования на Ближнем Востоке, к которому остается много вопросов, стал президент США Дональд Трамп. Появление Трампа перед депутатами Кнессета должно было скрасить то, что Нобелевскую премию мира в этом году дали не ему: легко допустить, что столько хвалебных слов, сколько президент США услышал за пару часов, ему не приходилось слышать даже на собственных юбилеях, не то что на официальных мероприятиях.
Будто войдя во вкус, Трамп не стал откладывать в долгий ящик данное в израильском парламенте обещание сразу после промежуточного урегулирования в секторе Газа переключиться на российско-украинскую войну. В четверг он неожиданно в очередной раз созвонился с Владимиром Путиным, переговоры с которым встали на паузу еще несколько недель назад.
Разговору предшествовало экономическое наступление, предпринятое Трампом против России, главным элементом которого стала новость о том, что под его давлением Индия готова отказаться от части закупок российской нефти. И это не единственный элемент «прогрева», который президент США, очевидно, устраивает России в рамках своей переговорной стратегии. Итогом разговора с Путиным стала договоренность о новой встрече президентов России и США — на этот раз в Будапеште. Переговоры могут состояться через две недели, а пока все гадают, каким путем самолет Путина может попасть в Венгрию, со всех сторон окруженную странами НАТО. Практически безопасность здесь возможна только под гарантии США.
На следующий день после разговора с Путиным Трамп ждал в Белом доме Владимира Зеленского. Встреча президентов на этот раз прошла без ругани, но и без больших видимых результатов, о которых Киев решил бы объявить. Трамп, комментируя встречу, несколько раз повторил одну и ту же мысль: как и Путину, он сказал Зеленскому, что «пришло время прекратить убийства и заключить сделку: пусть оба объявят о победе, пусть история все решит». Из комментария Зеленского следовало, что Трамп не стал обещать Украине ни поставок ракет «Томагавк», ни новых санкций.
ИНВЕСТИЦИИ
Пять компаний с уникальной возможностью для входа
Очевидные бенефициары роста ИИ сильно выросли в цене и стоят дорого, а их завышенные оценки обсуждают все. Зато в других, менее хайповых секторах прямо сейчас есть компании с привлекательным соотношением риска и доходности. Специально для подписчиков нашей рассылки «Bell.Инвестиции» наши аналитики нашли и проанализировали пять компаний из абсолютно разных областей — в том числе производителя премиального алкоголя по $4600 за бутылку и западного аналога «Вкусвилла». Их объединяют устойчивые бизнес-модели, сильные финансовые показатели и разумные оценки. Мы также выделили драйверы роста, которые могут способствовать росту акций. Где долгосрочному инвестору искать привлекательные истории роста — читайте здесь.
Самый молодой self-made миллиардер мира: как Шейн Коплан превратил ванную комнату в стартап на $9 млрд
Шейн Коплан вошел в историю как самый молодой миллиардер, который сам заработал состояние. Это случилось после того, как владелец Нью-Йоркской фондовой биржи — Intercontinental Exchange (ICE) — инвестировал $2 млрд в его платформу Polymarket, где пользователи делают ставки на исход событий, рассказывает Bloomberg. Компания была оценена в $9 млрд, а доля Коплана примерно в 11% сделала его самым молодым self-made миллиардером в мире. Всего несколько лет назад этот же человек составлял опись своих вещей, готовясь распродать их, чтобы оплатить аренду квартиры на Манхэттене. Об истории Коплана читайте в нашем новом открытом телеграм-канале для инвесторов. И, конечно, подписывайтесь.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Премия за изучение экономического роста
Премии памяти Альфреда Нобеля по экономике в этом году удостоились три экономиста: Джоэль Мокир (Северо-Западный университет), Филипп Агьон (Коллеж де Франс, INSEAD) и Питер Ховитт (Лондонская школа экономики). Лауреаты рассматривали идеи как главный двигатель экономического роста. Одну половину приза присудили Мокиру с формулировкой «за выявление предпосылок для устойчивого роста за счет технического прогресса», другую — Агьону и Ховитту за «теорию устойчивого роста за счет созидательного разрушения». Таким образом второй год подряд Нобеля по экономике присудили за изучение причин экономического роста: в прошлом году лауреатами стали Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон (оба из MIT) и Джеймс Робинсон (университет Чикаго), которые в своих работах связывали рост экономики с развитостью институтов.
ТЕХНО
Рецепты долголетия для технократов
Чуть больше месяца прошло с попавшего на камеры смолл-тока Владимира Путина и Си Цзиньпина о второй молодости, пересадке органов и вечной жизни. На прошлой неделе Путину исполнилось 73. Но вопрос, можно ли что-то предпринять, чтобы дожить до 150, волнует не только автократов. В последнем выпуске «Технорассылки» рассказываем, что об этом знает современная наука, почему старение — это скорее болезнь, чем неизбежный процесс, и помогут ли деньги IT-миллиардеров ее «вылечить».
«ЭТО ОСЕТИНСКАЯ»
Интервью с Владиславом Иноземцевым
Иноземцев — экономист, который почти сразу после начала войны заявил, что сломать российскую экономику санкциями не получится. Что ее может разрушить — это не усталость от войны, не западные ограничения, а «дурь Кремля», считает он и теперь. Боевые действия не прекратятся в ближайший год, а когда интенсивность снизится, российская власть вполне может решить официально ничего не заканчивать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий